Романюк
Елена
преподаватель,
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского,
г. Симферополь
ТЕНДЕНЦИИ
ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА НА РАБОЧУЮ СИЛУ В УКРАИНЕ
В современных экономических
условиях ограниченность спроса на рабочую силу является одной из главных
проблем рынка труда, требующая особого внимания и решения, как со стороны
компетентных государственных органов, так и со стороны хозяйствующих субъектов.
Следует отметить, что частные работодатели – это главные стратегические партнеры
Государственной службы занятости, от которых значительно зависит спрос на
рабочую силу, пополнение рынка труда вакансиями, увеличение заработной платы наемным
работникам. Вместе с тем, работодатели являются социальными партнерами в
реализации государственной политики занятости населения и обеспечивают центры
занятости информацией о вакантных рабочих местах.
На спрос работодателей в 2009 г. значительно повлиял
мировой финансово–экономический кризис, который повлек за собой спад деловой
активности, снижение потребностей предприятий в рабочей силе, уменьшению
вакансий и ликвидации рабочих мест. По данным государственной статистки Украины
совокупный спрос на рабочую силу в 2008 г. составил 876,2 тыс. чел., а в 2009 г. – 542,8 тыс. чел., т.е.
на 333,4 тыс. чел. или на 38,1 % спрос снизился в 2009 г. по сравнению с 2008 г. В свою очередь
нагрузка незанятого населения на одно свободное рабочее место в 2008 г. составила 10 чел., в
2009 г.
– 8 чел., т.е. снизилась на 2 чел. в 2009 г. по сравнению с 2008 г. [3].
Ситуация сложившаяся на рынке
труда Украины в 2010 г.
стабилизируется и улучшается. Совокупный спрос на рабочую силу составил 564
тыс. чел., т.е. увеличился в 2010
г. на 3,9 % по сравнению с 2009 г. Кроме этого, нагрузка
незанятого населения на одно свободное рабочее место в 2010 г. составила 9 чел.,
т.е. увеличилась на 1 чел. [3]. Несмотря на то, что спрос на рабочую силу
постепенно увеличивается, проблема его ограниченности остается.
Уменьшение нагрузки на свободное
рабочее место, а также увеличение спроса на рабочую силу является задачей
государственного регулирования рынка труда, которая может быть достигнута через
экономическое стимулирование работодателей к созданию новых дополнительных рабочих
мест в приоритетных отраслях экономики или в регионах с напряженной ситуацией на
рынке труда. Частные предприниматели должны быть экономически заинтересованы в
создании новых рабочих мест. Поэтому в Украине стала применяться система
субсидирования предпринимателей на трудоустройство безработных граждан и
система дотаций предпринимателям на создание новых рабочих мест, возложенная на Государственную
службу занятости, которая выдает дотации на комплектацию новых рабочих мест и
выплачивает единовременное пособие для организации предпринимательской
деятельности. По мнению Якобинчук В. механизм предоставления
дотаций выпускникам на первое рабочее место позволяет экономически
стимулировать работодателей к профессиональному развитию молодого работника, а
выпускнику обеспечивает гарантированную занятость, как минимум, на два года [4
с.44]. Однако предоставление дотаций и единовременных пособий недостаточно,
чтобы увеличить спрос на рабочую силу.
Ограниченность спроса на рабочую
силу вызвана тем, что отсутствует согласованная система целей и приоритетов
государственной политики занятости с налоговой, финансово–кредитной и инвестиционной политиками. В Украине
наблюдается жесткая и не стимулирующая налоговая политика, которая значительно
препятствуют в развитии сферы частного предпринимательства, среднего и малого
бизнеса. Биломистный
О.М., Савельева М.О. подчеркивают, что в Украине ограничения деловой активности
предпринимательства связано в первую очередь с чрезмерным налоговым
давлением и обременительной системой отчетности [1 с.80–81]. Также отсутствуют действенные механизмы финансово–кредитной
поддержки и оптимизации инвестиционного климата. В настоящее время у
хозяйствующих субъектов наблюдается недостаток собственных оборотных средств и
низкая доступность к кредитным ресурсам, дефицит инвестиционных ресурсов и ослабленная мотивация
к инвестиционной и инновационной деятельности [1 с.80–81, 2 с.79]. Кроме этого в Украине для среднего, малого бизнеса и сферы
предпринимательства ограничены кредитные ресурсы, в связи с тем, что
сопровождаются высокими рисками и банковскими процентными ставками, а также
отсутствием гарантий для банков со стороны хозяйствующих субъектов.
Итак, ограниченность спроса на
рабочую силу затрудняет трудоустройство граждан, что негативно влияет на
продуктивность труда, благосостояние, конкурентоспособность рабочей силы и в
целом на социально–экономическое развитие Украины. В связи с этим государственным
компетентным органами и частным работодателям необходимо совместно преодолеть вышеперечисленные
сложившиеся проблемы, ограничивающие спрос на рабочую силу.
Список
использованных источников
1. Біломістний О.М. Проблеми та перспективи розвитку малого бізнесу в Україні на сучасному
етапі розвитку економіки / О.М.
Біломістний, М.О. Савельєва // Економічний простір. – 2008. – №15. – С. 78–84.
2. Гнибіденко І.Ф.
Особливості інвестиційного процесу в Україні і його вплив на розвиток ринку
праці / І.Ф. Гнибіденко // Економіка та держава. –2006. – №11. – С. 77–80.
3. Основні показники ринку праці 2000–2010 р.р.
(річні дані) [Електронний ресурс] / Державний комітет статистики України –
Режим доступу : http://www.ukrstat.gov.ua/
4.
Якобінчук В. Актуальні питання професійної підготовки
кваліфікованих робітничих кадрів / В. Якобінчук // Україна: аспекти праці. – 2008. – №8. – С. 40–45.
|