Архів / Archive

Головна » Статті » 2011_11_15-16_KamPodilsk » Секція_5_2011_11_15-16

КАЗАХСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Абдимомынова Алмакул
к.э.н., доцент,
Кызылординский государственный университет,
г. Кызылорда, Казахстан
 
КАЗАХСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
 
В условиях социально-экономических и политических преобразований в Республике Казахстан в число важнейших выдвигается проблема формирования и функционирования системы государственного управления. Актуальность данной проблемы связана с тем, что после распада СССР в Казахстане появилось новое государство, складывается совершенно иная политическая и экономическая система. Все это обусловливает необходимость создания фундаментальных научных основ государственного строительства в республике и решения практических задач построения и функционирования государственного аппарата, реформирования государственной службы.
Согласно Конституции Республики Казахстан, государственное управление есть воздействие со стороны государства на общественную систему [1]. Государство есть целостное образование, единый механизм, а потому государственное управление выступает единым понятием. На высшем уровне обобщения (абстрагирования) – это единство государства и переводит понятие государственного управления в категорию объективную и безотносительную к тому, кто, в каком объеме и форме осуществляет государственную власть. Иначе говоря, государственное управление есть ни что иное, как функционирование государственной власти в обществе.
В предметной плоскости государственное управление можно определить как целенаправленное, властно-организующее воздействие государства на общественные процессы в соответствии с приоритетными задачами социально-экономических и политических преобразований в республике.
В то же время в Республике Казахстан имеет место разделение функций и полномочий между отдельными системами органов государства (представительные, исполнительные, судебные и др.). Последние решают свои задачи и реализуют в соответствии с ними свою компетенцию. Но в рамках механизма государства это есть соотношение целого и части. Согласно Конституции Республики Казахстан государственная власть едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов.
Государственное управление как универсальное понятие несет в себе все свойства государства, выражая его сущность и социальное назначение, функции методы деятельности. И независимо от разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви специфические свойства государственного управления имеют место и его видовых проявлениях.
Механизм государственного управления есть функционирование системы государственного аппарата. Сущность данного механизма состоит в организации государственного управления с целью упорядочивающего воздействия на общественные процессы. В структурном отношении механизм государственного управления включает, с одной стороны, компоненты, без которых управленческий процесс невозможен (кадры государственной службы, информация, оргтехника), с другой, - основные элементы, выражающие социально - политическую сущность и содержание государственного управления (принципы, функции, методы, формы и стиль руководства); с третьей, - само управленческое воздействие на общественную систему. Функционирование системы государственного аппарата предполагает единство юридических средств правового опосредствования механизма государственного управления (нормативно-правовая основа, управленческие правоотношения, акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей) и социальной оценки его эффективности.
Законодательство, регулировавшее отношения на государственной службе, созданное в 1995 году, несмотря на многие положительные черты, все же страдало незавершенностью, во многом носило декларативный характер, уже не соответствовало стратегическим задачам и не обеспечивало равного доступа граждан к государственной службе.
Созданию нового Закона «О государственной службе» предшествовало тщательное изучение функционирования зарубежных систем государственной службы [2]. Анализ международного опыта показал, что основной государственной службы демократических государств является меритократия – система, основанная на личных заслугах государственного служащего, включающая в себя такие элементы, как:
-          обязательный конкурсный отбор при поступлении и продвижении по государственной службе;
-          правовая и социальная защищенность государственных служащих;
-          равная оплата труда за выполнение равнозначной работы;
-          поощрение государственных служащих, достигающих эффективных результатов в своей деятельности, коррекция деятельности тех, чьи результаты не в полной мере удовлетворительны, увольнение служащих, результаты деятельности которых не удовлетворительны;
-          постоянное обучение государственных служащих в целях улучшения результатов их деятельности.
В целом система меритократии направлена на эффективное использование человеческих ресурсов на государственной службе.
Несомненно, что одним из главных признаков казахстанской модели явился конкурсный отбор при приеме и продвижении по службе. В Казахстане, где раньше прием на государственную службу осуществлялся по анкетным данным или по знакомству, гласные, открытые конкурсы стали заметным явлением в общественной жизни. Наши граждане смогли узнать, какие вакансии, в каком государственном органе имеются, какова заработная плата госслужащих. Информация о реальной заработной плате государственных служащих особенно ощутимо нанесла удар по сложившемуся в обществе стереотипу, что чиновники живут «припеваючи».
Создание системы дистанционного тестирования, когда из Астаны можно протестировать любого жителя гражданина Казахстана поступающего на государственную службу, а также сами тесты можно смело отнести к достоинствам нашей казахстанской модели государственной службы.
За двадцать лет суверенного развития нашей страны показали важность профессионализма государственных служащих.
Однако это проблема достаточно сложна, и хотелось бы поделиться нашим видением стратегии развития образования государственных служащих в стране, узнать ваши подходы и предложения по организации и улучшения работы в этом направлении.
В нашем понимании дальнейшее развитие государственных служащих должно быть основано на углублении профессионального обучения по специальности «Государственное и местное управление». Поэтому предлагается сместить «образования для становления» на «образование для развития государственной службы», используя все положительное из имеющегося опыта. То есть также предлагается перейти от сложившейся практики подготовки, повышения квалификации и переподготовки государственных служащих в целом к системе образовательного и научного обеспечения государственной службы.
Таким образом, на наш взгляд, сегодня необходимо принять комплекс мер, позволяющих придать новое качество и новое содержание образованию государственных служащих. Фактически это будет означать начало нового этапа в развитии образовательной системы государственных служащих, когда равное внимание будет уделяться и системе государственной службы в целом и каждому работающему государственному служащему в отдельности.
 
Список использованных источников
1. Конституция Республики Казахстан.  Алматы, 1995г.
2. Закон Республики Казахстан «О государственной службе» утверж. Указом Президента Реслублики Казахстан от 23 июля 1999 года №453-1.
Категорія: Секція_5_2011_11_15-16 | Додав: clubsophus (2011-11-14)
Переглядів: 15268 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція_1_2011_11_15-16
Секція_2_2011_11_15-16
Секція_3_2011_11_15-16
Секція_4_2011_11_15-16
Секція_5_2011_11_15-16
Секція_6_2011_11_15-16
Секція_7_2011_11_15-16
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0