Архів / Archive

Головна » Статті » 2012_12_11-12_KamPodilsk » Секція_3_2012_12_11-12

ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЗАТРАТАМИ КОМПАНИИ
Тарновская Юлия
к.э.н., доцент
Уральский институт – филиал Российской академии
народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
г. Екатеринбург, Россия
 
ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЗАТРАТАМИ КОМПАНИИ
 
В современных условиях хозяйственной деятельности топ-менеджмент компании постоянно находится в поиске инструментов повышения эффективности бизнеса, так как его долгосрочные конкурентные преимущества в основном зависят от возможности предложить покупателям равный по качеству продукт (услугу) по более низкой цене. Одним из таких инструментов является процессно-ориентированный подход к управлению затратами.
Необходимость внедрения процессного подхода диктуется международными стандартами системы менеджмента качества ISO 9001:2000. В результате его внедрения возрастает степень управляемости хозяйственными операциями, повышаются показатели эффективности производства и отдачи ресурсов, улучшаются другие показатели деятельности предприятия.
Основными задачами, решаемыми при внедрении процессного подхода к управлению компанией являются: внедрение и поддержка системы менеджмента качества; учет затрат по процессам; разработка требований к информационным системам; внедрение системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard) [1].
Как известно, цена формируется с учетом себестоимости продукции (услуги), что стимулирует компанию акцентировать внимание на разработке новых подходов к управлению затратами на производство и реализацию продукции (услуги). Принятие эффективных управленческих решений предполагает создание системы качественной оперативной информации для управления затратами. Объектами управления являются затраты от момента разработки до использования продукта (услуги). Субъектом управления затратами выступают руководители и специалисты предприятия и производственных подразделений (цехов, производств и т.д.).
При использовании процессного подхода основными задачами анализа затрат являются:
1.     Оценка динамики изменения затрат относительно прошлых отчетных периодов;
2.     Анализ состава и структуры затрат, в том числе по бизнес-процессам, по элементам затрат;
3.     Анализ затрат на 1 рублю продукции (услуг);
4.     Определение влияния отдельных факторов на величину затрат и их количественная оценка;
5.     Выявление резервов снижения затрат на выпуск продукции.
Выполнение этих задач анализа затрат позволит получить необходимую управленческую информацию для обеспечения процессов управления предприятием [2].
Логическая последовательность процесса управления компанией обусловлена определенной закономерностью взаимодействия функций управления, таких как планирование, учет, анализ и контроль.
Следовательно, система управления затратами включает:
1.     Планирование (нормирование) затрат, по видам затрат и продукции, а также в целом;
2.     Учет затрат (управленческий и финансовый учет) включают калькуляционный учет себестоимости продукции и учет затрат на производство;
3.     Анализ затрат (оперативный, текущий и перспективный) позволяет оценить достигнутые результаты деятельности предприятия, выявить внутренние и внешние резервы его развития;
4.     Контроль за отклонениями в затратах с разработкой механизма реализации функций управленческого контроля затрат.
В практике работы российских компаний наибольшее распространение получили такие группировки затрат, как: по статьям калькуляции, по экономическим элементам (видам) затрат, по местам возникновения затрат, по процессам.
В теории бухгалтерского учета выделяются процессы: приобретения (заготовки) материалов, средств производства, найма рабочей силы, производства готовой продукции и ее (или товаров, работ, услуг) реализации (продажи). В ходе этих процессов происходит изменение их натуральной формы. При заготовке денежные средства превращаются в материалы и средства производства. В процессе производства поступившие материалы (предмет труда) с помощью рабочей силы и орудий производства превращаются в готовую продукцию, которая направляется для реализации (продажи). В процессе этих актов готовая продукция становится деньгами, а деньги вновь направляются на заготовку материалов, приобретение средств производства, наем рабочей силы. По процессам затраты группируют в зависимости от направления их использования [1].
Отличительной особенностью процессного подхода является учет затрат на ресурсы, израсходованные на осуществление процессов,  что позволяет компании наиболее точно определить затраты по продуктам (услугам), процессам и видам операций, и выявить возможности по снижению затрат и повышению эффективности функционирования предприятия в целом. Решение этих задач предполагает также проведение анализа в разрезе используемых ресурсов и бизнес-процессов, помимо основных направлений анализа, осуществляемых в рамках общепринятой методики анализа затрат.
Объектами анализа затрат продукции (услуг) при процессном подходе являются: полная себестоимость продукции (услуг) в целом и отдельных видов, структура затрат по элементам, затраты на бизнес-процессы, затраты на 1 рубль продукции (услуги) [2].
Выполнение любых видов деятельности необходимо осуществлять с более низкими издержками, поэтому все процессы, происходящие в компании необходимо анализировать с точки зрения завершенности и возможности исчислить затраты на их выполнение.
Таким образом, эффективное управлению затратами в современной компании предполагает переход к  процессному подходу, который предлагает определение набора процессов, выполняемых на предприятии и их дальнейшее совершенствование. Только в том случае компания может своевременно и последовательно адаптировать свои процессы к постоянно изменяющимся условиям деятельности представление, когда будут исследованы причинные связи и закономерности развития хозяйственных процессов предприятия, целью выполнения которых является создание продуктов (услуг) для удовлетворения требований потребителей.
 
Список использованных источников
1.     Зырянова Т.В., Тарновская Ю.С. Моделирование процессного подхода для целей управленческого учета // Международный бухгалтерский учет, 2012, № 44 (242) – ноябрь.
2.     Колесова А.В. Концептуальная модель анализа затрат при использовании процессного подхода // Вопросы экономики и права, 20011, №12.
Категорія: Секція_3_2012_12_11-12 | Додав: clubsophus (2012-12-11)
Переглядів: 877 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція_1_2012_12_11-12
Секція_2_2012_12_11-12
Секція_3_2012_12_11-12
Секція_4_2012_12_11-12
Секція_5_2012_12_11-12
Секція_6_2012_12_11-12
Секція_7_2012_12_11-12
Секція_8_2012_12_11-12
Секція_9_2012_12_11-12
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0