Архів / Archive

Головна » Статті » 2012_12_11-12_KamPodilsk » Секція_8_2012_12_11-12

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
Наконечникова Лариса
к.э.н., доцент, заведующий кафедрой
«Финансы, бухгалтерский учет и аудит»
Волгоградский филиалМосковского
гуманитарно-экономического института
г. Волгоград, Россия
 
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
 
Сложность структуры современной предпринимательской деятельности в агарном секторе определяется многообразием форм, видов, направлений и критериев формирования системы экономических отношений. Это означает, что в производственном процессе на всех его ступенях (производство, переработка, реализация) действует механизм контрактов и хозяйственных соглашений (сделок).
В процессе становления и развития российского предпринимательства в агарном секторе возникает необходимость решения целого ряда задач правового, экономического, структурного, организационного, управленческого, информационного характера, специфичность которых проявляется в постановках, методах и инструментарии их решения, значимости и направлении использования полученных результатов.
Аграрный сектор, направленный на решение продовольственной безопасности, может протекать лишь при наличии ряда необходимых условий, совокупность которых определяется единым термином «экономическая среда»1, которая, исходя из присущих характеристик, может быть благоприятной или неблагоприятной для развития предпринимательства. Существенная часть этих характеристик получила в современной науке определение «институциональных рамок» как совокупности правил, законов, обычаев, а также общепринятых внешних форм предпринимательства.
В числе институциональных элементов важными являются виды предпринимательской деятельности в агарном секторе. Однако в теории управления главное внимание уделяется понятию «организационная форма предпринимательства», что часто тождественно форме организации отдельного аграрного бизнеса («дела») как некоей многофункциональной структуры2, создаваемой для получения прибыли. При этом необходимо учитывать, что организация аграрного бизнеса не тождественна институции предпринимательства и институтам, в которых оно организуется и развивается в обществе3.
Предпринимательский климат, предполагающий формирование условий для деятельности в аграрном бизнесе, обеспечивает долгосрочную прибыльность и, следовательно, мобилизацию ресурсов. Предпринимательский климат в аграрном бизнесе может характеризоваться совокупностью социально-политических, правовых, общеэкономических, институциональных и социально-психологических факторов и условий, флотирующих процесс экономического развития в целом.
Специфическая категория «предпринимательский климат» в условиях аграрного бизнеса имеет четкие характеристики и, зависит от развитости рыночных институтов, и перекликается с понятием предпринимательская инфраструктура.
В процессе исследования специфики производственных отношений в аграрном бизнесе отметим, что целям наиболее полного удовлетворения потребностей всех членов общества, прежде всего, отвечает такая инфраструктура, в которой все способы производства структуризированы и отражают равенство производительных сил (с точки зрения их материально-вещественного содержания) и производственных отношений (с точки зрения общественной формы)4. В качестве существенных критериев инфраструктуры можно выделить следующие:
1) инфраструктура не создает новой натурально-вещественной формы продукта, а лишь увеличивает стоимость уже созданной;
2) процесс производства неотделим от потребления полезного эффекта;
3) продукция инфраструктуры, выступающая в форме процессов перемещения, хранения, передачи информации, не подлежит хранению или складированию.
Одним из условий рыночных отношений аграрного бизнеса является организация взаимодействия формально равноправных субъектов хозяйствования (крестьянско-фермерские хозяйства, личные подсобные  хозяйства (КФХ, ЛПХ)). Это предполагает наличие институтов, способствующих установлению контактов между потенциальными партнерами, облегчающих выбор наиболее эффективных из них, а также правил, регулирующих отношения бизнес-единиц. Взаимосвязь указанных процессов осуществляется через создание и функционирование института инфраструктуры.
Аграрная инфраструктура включает в себя реальные процессы товародвижения, которые осуществляются в границах отраслевых, снабженческо-сбытовых, транспортных, энергетических и информационных подсистем, так и в границах систем обеспечения, связи, информационных систем (рис. 1). Таким образом,  агарная инфраструктура не обладает четко выраженными организационными границами, специальными иерархическими структурами, имеющими определенную экономическую особенность и самостоятельность.
 

 
Рис. 1. Состав инфраструктуры рынка
 
Производственная инфраструктура создает условия для размещения и функционирования аграрного производства. Социально-бытовая инфраструктура обеспечивает материальные, культурно-бытовые условия жизнедеятельности населения. Институциональная инфраструктура обеспечивает управление бизнесом. Управленческая инфраструктура представляет собой управление воспроизводственным процессом и является субъектом обслуживания сферы обращения. Экологическая инфраструктура призвана обеспечить охрану, воспроизводство и улучшение окружающей природной среды.
Учитывая неоднородность и специфику управления сельскохозяйственным производством, обозначим, что система в рамках инфраструктурного рынка должна включать функциональные элементы товарно-рыночные; ресурсно-рыночные; технологические; финансовые; социальные; кадровые; инвестиционные; формирования информационного потенциала; стратегию согласования интересов; организационного развития и т.д.
Реализацию указанных выше мероприятий призваны осуществлять функциональные стратегии. Это стратегии производства, маркетинга, финансов, персонала и другие. Их целью является обеспечение согласованности работы функциональных подразделений путем рационального распределения ресурсов предприятия5.
Таким образом, система управления представляет собой одновременно средство управления развитием предприятия и средство контроля за работой персонала, при этом сочетается умение управлять и ис­пользовать потенциал психоло­гии бизнеса в интересах фирмы и ее безопасности применительно к изменяющейся внешней и внутренней бизнес-среде.
 
Список использованных источников
1. Калмыков СВ. Организационные формы российского предпринимательства пореформенной эпохи // Отечественная история. -1998. -№ 6. -С. 27.
2. Клейнер Г.Б. Эволюция системы экономических институтов в России. -М.: ЦЭМИ РАН, 2003. - С. 49-63.
3. Бессолицын А.А.Становление предпринимательских организаций в Поволжье (конец XIX – начало XX)века): Монография. – Волгоград: Издательство Волгоградского института экономики, социологии и права: Издательство Волгоградского государственного университета, 2004. – С. 8.
4.  Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 26. ч. 1. С. 155.
5. Сосницкий В. Особенности системы управления межхозяйственным агропромышленным формированием// Экономика сельского хозяйства России. – 2000. - № 7. – С. 28.; Прохоров А.П. Русская модель управления. – М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2002. – 376с.
 
Категорія: Секція_8_2012_12_11-12 | Додав: clubsophus (2012-12-11)
Переглядів: 877 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція_1_2012_12_11-12
Секція_2_2012_12_11-12
Секція_3_2012_12_11-12
Секція_4_2012_12_11-12
Секція_5_2012_12_11-12
Секція_6_2012_12_11-12
Секція_7_2012_12_11-12
Секція_8_2012_12_11-12
Секція_9_2012_12_11-12
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0