Архів / Archive

Головна » Статті » 2012_12_11-12_KamPodilsk » Секція_8_2012_12_11-12

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Слюсарева Елена
старший преподаватель
УО «Белорусский торгово-экономический
университет потребительской кооперации»
г.Гомель, Республика Беларусь
 
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 
«Стратегический» этап в управлении начался со стратегического планирования, на смену которому пришел стратегический менеджмент.
В настоящее время в мировой экономике осуществляется переход от стратегического менеджмента к стратегическому предпринимательству. По мнению Х.Виссема, предпринимательство — это «талант чувствовать слабые сигналы, разыскивать их, понимать и оценивать последствия»[1 с.27].  Наиболее важным моментом  данного уровня развития управления является изменение отношения к потребителям и к сотрудникам. Основным элементом в отношениях становится партнерство.
На текущий момент в среде потребительской кооперации наиболее  распространенным является тип поведения «руководитель — подчиненный» или «человек-манипулятор», а зачастую и «человек-функция». Данный тип поведения приемлем для меняющейся, но в какой-то степени предсказуемой, внешней среды. В условиях турбулентного внешнего окружения один лидер без сплоченной команды не способен контролировать ситуацию. С нашей точки зрения, в сложившейся ситуации для предприятий потребительской кооперации  наиболее важным становится осознание необходимости перехода к третьему уровню стратегического управления — «менеджмент-обучению» или стратегическому предпринимательству. Этот переход может осуществиться только с изменением отношений на партнерские как внутри организации, так и с пайщиками, и с клиентами.
В настоящее время основной стратегией большинства предприятий является диверсификация, т.е. расширение и ассортимента, и рынков деятельности. Потребительская кооперация Республики Беларусь является многоотраслевой системой, и диверсификация присуща ей как ни какой другой организации. Отрасли потребительской кооперации, в какой-то степени, тоже конкурируют между собой в плане приоритетного распределения ресурсов внутри организации.
Для стабилизации положения потребительской кооперации Республики Беларусь ей необходимы дополнительные инвестиции для обновления основных средств, повышения квалификации работающих и т.д. Решение данных проблем мы видим в следующем:
1. В частичном акционировании крупных кооперативных предприятий, в том числе и заготовительных. Создание на базе существующих убыточных кооперативных предприятий открытых акционерных обществ приведет к притоку дополнительных ресурсов, что позволит вывести эти предприятия из кризиса. Согласно Закону РБ об акционерных обществах Белкоопсоюз может являться основным акционером, оставив у себя контрольный пакет акций (51%). В качестве акционеров могут привлекаться как юридические, так и физические лица.
При привлечении крупных инвесторов предпочтение должно отдаваться  предприятиям, заинтересованным в развитии данного акционерного общества. При акционировании заготовительно-перерабатывающего предприятия, предпочтение должно отдаваться сельскохозяйственным организациям. В данном случае поставщики сельскохозяйственной продукции и сырья, они же акционеры, будут в большей степени заинтересованы в качестве сдаваемого сырья, так как от этого зависит конечный результат деятельности акционерного общества.
2. Возможно так же привлечение средств населения. Выплата дивидендов производится согласно Закона об акционерных обществах.
Данный вариант можно критиковать с той позиции, что отчисления дивидендов сторонним вкладчикам приводит к незаинтересованности работников предприятия. Для решения этой проблемы возможно дополнительное увеличение размера пая. Привлечение денежных ресурсов пайщиков возможно под выгодный процент (чуть выше, чем в банке). Это значительно повысит экономическую активность пайщиков, при чем не только как вкладчика, но и в качестве покупателя в магазинах системы, и как сдатчика выращенной продукции.
3. В создании продуктовых холдингов. В связи с вступлением России в ВТО ожидается ужесточение конкурентной борьбы на белорусско-российском рынке. В целях укрепления конкурентных позиций в Республике Беларусь создаются холдинговые структуры, т.к. в современном мире побеждает тот, кто имеет многопрофильное крупномасштабное производство. На рынке Республике Беларусь уже действуют 45 холдингов (20 из них с государственным участием), планируется создание еще 12 объединений. Часть из них по переработке сельскохозяйственной продукции.
Во-первых, потребительская кооперации, используя свою заготовительную сеть, может эффективнее осуществлять процесс товародвижения при закупе мяса и мясопродуктов у мелких товаропроизводителей (в хозяйствах населения и фермерских хозяйствах). Далее мясо поставляется на мясокомбинат, а деньги сдатчики получают в банке от головной организации. Заготовительные организации в свою очередь получают плату за услуги.
Во-вторых, потребительская кооперации может участвовать в реализации продукции холдинга мелкими партиями населению через собственную розничную сеть.
4. Можно предложить возврат к изначальной сущности кооперативов, когда объединение происходит исключительно по инициативе пайщиков и по территориальному принципу. Такие кооперативы не должны быть многочисленными. Каждый пайщик должен принимать реальное участие в деятельности кооператива, соблюдая все принципы кооперативного движения. Кооператив помимо собственных пайщиков может обслуживать и не пайщиков. Однако пайщики имеют льготы по сравнению с прочими потребителями. Кроме того, на пай начисляются проценты пропорционально участию в деятельности кооператива.
Такой подход наиболее приемлем для заготовительной отрасли, так как она непосредственно связана с сельскохозяйственными производителями (особенно с мелкими). Сам процесс выращивания растений и животных остается за семейным производством, а все остальные технологические и экономические процессы осуществляются посредством кооперативных организаций (переработка продукции, ее реализация, кредитование, научное обслуживание).
Для стабилизации положения потребительской кооперации Республики Беларусь необходимы дополнительные инвестиции для обновления ее основных средств, пополнение собственных оборотных средств, внедрение современных технологий хранения и переработки сельскохозяйственной продукции и другое.
 
Список использованных источников
1.     Виссема, Х. Стратегический менеджмент: возможности для будущего процветания / Х.Виссема; пер. с англ. Н.А.Нуреева. — М.: Издательство «Финпресс», 2000. — 272 с.
Категорія: Секція_8_2012_12_11-12 | Додав: clubsophus (2012-12-11)
Переглядів: 944 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція_1_2012_12_11-12
Секція_2_2012_12_11-12
Секція_3_2012_12_11-12
Секція_4_2012_12_11-12
Секція_5_2012_12_11-12
Секція_6_2012_12_11-12
Секція_7_2012_12_11-12
Секція_8_2012_12_11-12
Секція_9_2012_12_11-12
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0