Олейник Людмила
старший преподаватель
Днепропетровская государственная финансовая
академия
г. Днепропетровск
Проблемы определения результатов внутригрупповых продаж в
отчетности отдельных предприятий компании
В классификации внутригрупповых операций Костюченко В.М. выделяет отдельную группу операций, связанных с внутренними результатами от продажи активов [1]. Это объясняется тем, что определение
результатов внутригрупповых продаж, включенных в отчетность отдельных
предприятий компании, является одной из наиболее сложных проблем в учете и
отчетности.
В
бухгалтерском учете такие операции у одних предприятий группы отражаются как
доходы в составе доходов от продажи товаров либо доходов от других видов
деятельности (прибыли), у других - как расходы в составе себестоимости реализованных
товаров либо расходы от других видов деятельности (убытки). Покупка активов может
осуществляться для разных целей: как для использования в хозяйственной
деятельности покупателя, так и для дальнейшей их перепродажи. В связи с этим для определения
финансовых результатов исследователи выделяют два вида результатов от продаж:
1)
результаты от продажи одним предприятием группы другому активов, проданных
последним внешнему контрагенту (активов, покинувших пределы группы на отчетную
дату);
2)
результаты от продажи одним предприятием группы другому активов, учтенных
последним в составе собственного имущества (активов, не покинувших пределы
группы на отчетную дату) [2].
В
Положении (стандарте) бухгалтерского учета 12 предусмотрен особый порядок
бухгалтерского учета продажи активов головным предприятием своим дочерним
предприятиям. Из чего
следует: если инвестор вносит или продает активы дочернему предприятию, то в
составе финансовых результатов отчетного периода отражается только та часть
прибыли (убытка), которая приходится на долю других инвесторов соответственно.
Сумма прибыли (убытка), приходящаяся на долю инвестора, включается в состав
доходов (расходов) будущих периодов с признанием их прибылью (убытком) инвестора
только после продажи дочерним предприятием этого актива другим лицам или в
периодах амортизации полученных либо приобретенных необоротных активов [3].
Таким
образом, для отражения в бухгалтерском учете головного предприятия операций по
продаже активов дочерним, необходимо иметь данные о доле дочернего в общем
объеме инвестиций , а также информацию о реализации дочерним предприятием
активов, полученных от материнского. Эта информация важна для отслеживания
искажений в статьях финансовой отчетности и определения нереализованной прибыли
(убытка). Преимущественная роль в решении этой проблемы отводится аналитической
информации о движении запасов, на основании которой составляется
внутригрупповая отчетность. В регистрах аналитического учета должна быть зафиксирована
вся необходимая информация о количестве товаров и материалов, приобретенных у
внутригрупповых контрагентов, включенных в стоимость запасов. Определив их
себестоимость, можно рассчитать величину нереализованной прибыли (убытка) и
результаты внутригрупповых продаж.
Список
использованных источников
1.
Костюченко В.М. Теоретичні аспекти класифікації
внутрішньогрупових операцій [Електронний ресурс] // Облік і фінанси АПК. –
2006. – Режим доступу до журн.: http://magazine.faaf.org.ua/content/view/152/35
2. Матвеев А.А., Суйц В.П.
Консолидированная отчетность: Методика и практика: Учебно-практическое пособие.
– М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. – 176с. (Библиотека журнала «Финансовые и
бухгалтерские консультации».- Выпуск 3 (15).
3. Положение (стандарт)
бухгалтерского учета 12 «Финансовые инвестиции». Приказ Министерства финансов
Украины от 26.04.2000г. №91.
|