Архів / Archive

Головна » Статті » 2013_05_30-31_KamPodilsk » Економічний блок досліджень

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АГРАРНОГО СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С УЧЕТОМ ВХОЖДЕНИЯ В СИСТЕМУ МИРОВЫХ ТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ
Куклик С.Н., аспирант кафедры налогов и налообложения
Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет»
г. Минск, Республика Беларусь
 
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АГРАРНОГО СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С УЧЕТОМ ВХОЖДЕНИЯ В СИСТЕМУ МИРОВЫХ ТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ
 
       Одним из направлений государственного регулирования АПК является включение этого комплекса в состав отраслей и производств, охватываемых системой государственной поддержки. Как свидетельствует мировой опыт агропромышленный комплекс в целом, и сельское хозяйство в частности, больше других отраслей нуждается в государственной финансовой поддержке. Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей  национальной экономики в связи с производством стратегически важной продукции - продуктов питания, наличие и  достаточность которых обеспечивают продовольственную безопасность государства. Реализация поставленных государством задач возможно только на основе эффективного управления финансовыми ресурсами сельскохозяйственных организаций.  Большая практическая значимость проблемы обеспеченности сельскохозяйственных предприятий финансовыми ресурсами и отсутствие ее окончательного разрешения на практике обуславливает необходимость определения сущностных характеристик финансовых ресурсов сельскохозяйственных организаций, особенностей их формирования  и использования.
Кроме традиционных особенностей, характерных для всех организаций, производящих сельскохозяйственную продукцию, определенный отпечаток на процесс формирования и использования финансовых ресурсов аграрного сектора накладывает проводимая в Республике Беларусь политика в области обеспечения продовольственной безопасности, а также социальная и финансовая политика.
Важное значение отрасли предопределяет особый процесс формирования цен на продукцию сельского хозяйства, размер которых непосредственно влияет на уровень самофинансирования организации, что создает проблемы при реализации убыточной продукции сельского хозяйства. В данном случае уплата налогов обязательна, так как не зависит от финансовых результатов реализации, а установленные минимальные предельные цены не покрывают затрат на производство продукции.
Кроме того, организации аграрного сектора ограничены в возможности диверсификации производственной деятельности и ориентации на более эффективные с точки зрения отдачи виды продукции, что связано с необходимостью выполнения государственного заказа. В результате они не используют в полной мере все возможности увеличения собственных финансовых ресурсов.
Стоит отметить, что Государственной программой устойчивого развития села на 2011-2015 года предусмотрено сближение цен на сельскохозяйственную продукцию с ценами в сопредельных государствах, что приведет к ежегодному повышению в 2011–2012 годах цен (с учетом прогноза инфляции) на молоко, продукцию свиноводства на 15–20 процентов, птицу – 10, крупный рогатый скот – 20–30 процентов. В течение 2013–2015 годов на сельскохозяйственную продукцию рост цен составит в среднем 10 процентов, за исключением крупного рогатого скота, на который цены повысятся на 15 процентов [1]. При этом прогнозные темпы инфляции значительно превышают указанные значения, что негативно сказывается на уровне самофинансирования сельскохозяйственных организаций и повышает значимость государственных субсидий и дотаций. В связи с этим в настоящее время государственная поддержка организаций агропромышленного комплекса оказывает достаточно серьезное влияние на объемы финансирования сельскохозяйственного производства. Так, в целях создания условий для приоритетного социально-экономического развития села, улучшения работы агропромышленного комплекса разработана Государственная программа устойчивого развития села на 2011–2015 годы, общая сумма бюджетных расходов на реализацию которой составит 29,8 трлн. рублей. [1]
Размер государственной поддержки определяется не только финансовыми возможностями государства и потребностями отрасли, но и необходимостью выполнять условия международных договоров по государственной поддержке сельского хозяйства. Так, Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации в целях обеспечения согласованности позиций государств - членов Таможенного союза при присоединении к Всемирной торговой организации, руководствуясь принципами международного права, согласились о правилах осуществления государственной поддержки производителей сельскохозяйственных товаров.
Меры государственной поддержки сельского хозяйства согласно данному документу подразделяются на:
1) не оказывающие искажающего воздействия на взаимную торговлю сельскохозяйственными товарами;
2) в наибольшей степени оказывающие искажающее воздействие на торговлю сельскохозяйственными товарами;
3) оказывающие искажающее воздействие на взаимную торговлю сельскохозяйственными товарами.
Уровень мер, оказывающих искажающее воздействие на торговлю, рассчитываемый как процентное отношение объема государственной поддержки сельского хозяйства к валовой стоимости произведенных сельскохозяйственных товаров в целом, определяемый как разрешенный объем, не должен превышать 10%.
Для Республики Беларусь устанавливается переходный период до 2016 года, в течение которого Республика Беларусь обязуется снизить разрешенный объем до 10 % от ВВП аграрного сектора. При этом в соответствии с соглашениями между Беларусью, Россией и Казахстаном данный норматив не меняется при вступлении одного из членов таможенного союза в ВТО.
Участие в международных и региональных торговых соглашениях является одним из приоритетов Беларуси в экономической интеграции. Вступление в ВТО рассматривается как важнейший этап вхождения в мировую экономику. С точки зрения внешнеторговых связей, наибольшее значение для Республики Беларусь имеет вступление в ВТО России. Стоит отметить, что обязательства Российской Федерации в области государственной поддержки АПК не отразятся на уровне господдержки сельского хозяйства в нашей стране, т.к. обязательства Республики Беларусь прописаны в Соглашении по государственной поддержке в рамках таможенного союза. Однако снижение ставок единых таможенных тарифов на ряд продовольственных товаров означает усиление конкуренции на российском рынке, где Беларусь является пока одним из основных иностранных игроков. Это повлияет на объемы реализации продукции  и, следовательно, уровень самофинансирования.
Республика Беларусь также ведет переговоры о вступлении в ВТО. В ходе двух последних заседаний удалось согласовать с членами ВТО временные параметры базового периода для расчета максимального уровня государственной поддержки, а именно 1997–1999 гг. включительно. Таким образом, переговоры по сельскому хозяйству выведены на стадию уточнения объемов субсидирования в рамках конкретных государственных программ и классификации таких программ по «зеленой» (не подлежащей сокращению) и «желтой» (подлежащей сокращению) корзинам.
По расчетам, среднее значение поддержки мер «желтой корзины» за 1997 - 1999 гг. (базовое общее агрегатное измерение поддержки) составляет 502,4 млн. долл. США. Стоимость «зеленой корзины» оценена в 102,3 млн. долл. США. Беларусь также продекларировала отсутствие субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции.
Стоит отметить, что меры «зеленой корзины» носят долгосрочный характер, и требуют значительного периода для получения результата. В связи с этим, они, по мнению некоторых экономистов, являются недостаточным условием преодоления кризисного состояния сельскохозяйственной отрасли на современном этапе ее развития. Меры «желтой корзины» непосредственно влияют на результаты финансово-хозяйственной деятельности. Сокращение мер «желтой корзины» в первую очередь отразится на непосредственных производителях сельскохозяйственной продукции, не входящих в кооперативно-интеграционные формирования, объединяющие производство сельскохозяйственного сырья, переработку и сбыт конечной продукции.
В контексте данной проблемы, согласно Государственной программе устойчивого развития села на 2011-2015 гг. предусматривается дальнейшая оптимизация численности организаций агропромышленного комплекса за счет развития крупных кооперативно-интеграционных формирований, объединяющих производство сырья, переработку и сбыт конечной продукции. [1]
Особенности сельскохозяйственного производства, а также необходимость сокращения прямого государственного финансирования организаций аграрного сектора повышает потребность в заемных финансовых ресурсах. Поэтому кредитование потребностей сельского хозяйства становится ключевым моментом в обеспечении воспроизводственного процесса. Но при кредитовании банки отдают предпочтение промышленным и торговым организациям. К тому же заемные капитал носит платный и возвратный характер, а поэтому не является оптимальным средством финансирования производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий.
 Поэтому правительство Республики Беларусь должно принимать экстренные меры по решению возможных проблем и оказанию финансовой помощи производителям сельскохозяйственной продукции. Например, в настоящее время практикуется льготное кредитование, призванное стать инструментом улучшения инвестиционного климата в агропромышленном комплексе.
Таким образом, как отрасль материального производства сельское хозяйство имеет свои технологические, экономические и организационные особенности, которые влияют на процесс формирования, распределения и использования финансовых ресурсов данных организаций. Учет всех вышеуказанных особенностей кругооборота финансовых ресурсов сельскохозяйственных организаций позволяет обеспечить успешное развитие сельскохозяйственного производства, повышение его доходности и рентабельности, что является важнейшим условием дальнейшего оздоровления всей национальной экономики.
 
Литература
1.  Указ Президента Республики Беларусь от 1 августа 2011 г. № 342 «О Государственной программе устойчивого развития села на 2011–2015 годы».
Категорія: Економічний блок досліджень | Додав: clubsophus (2013-05-30)
Переглядів: 747 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Технологічний блок досліджень
Економічний блок досліджень
Соціальний блок досліджень
Природничий блок досліджень
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0