Архів / Archive

Головна » Статті » 2013_05_30-31_KamPodilsk » Економічний блок досліджень

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ КРУИЗНОГО БИЗНЕСА: ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ
Логунова Н.А., к.э.н., доцент кафедры экономики предприятия
Керченский государственный морской технологический университет
г. Керчь, Украина
 
ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ КРУИЗНОГО БИЗНЕСА: ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ
 
В современных условиях экономического развития Украины достижение высокого уровня результативности отдельных экономических систем  возможно лишь при реализации новаторского подхода к их функционированию, что предполагает целенаправленный и систематический поиск возможностей создания и внедрения новых товаров или услуг, освоения новых или возрождения ранее существующих перспективных секторов экономики, ориентированных на максимально возможное использование национального ресурсного потенциала.
Круизный туризм не только является одним из наиболее динамично развивающихся, уникальных и популярных видов бизнеса, но и обладает определенными преимуществами и особенностями, которые позволяют ему длительное время оставаться более стабильным на фоне других секторов экономики. Однако, несмотря на уникальное сочетание климатических и геополитических условий, наличие оздоровительного, историко-культурного, эмоционально-эстетического и прочих потенциалов, в Украине данное направление бизнеса своего развития не получило, а имеющийся ресурсный потенциал практически не используется.
Динамичное развитие круизного сектора предопределяет необходимость в  выявлении новых источников удовлетворения потребностей потребителей и постоянном совершенствовании процесса предоставления круизных туристских услуг; акцентирует внимание на формировании спроса на новый продукт (услугу) у потенциальных покупателей, что в свою очередь стимулирует инвестиционную активность предприятий и активизирует поиск инновационных идей как по созданию нового продукта, так и по привлечению необходимых финансовых средств для его реализации [1].
Факторы, сдерживающие осуществление инноваций в круизной индустрии, можно условно разделить на две основные группы - экономические и производственные. На пути реализации нововведений предприятия круизного бизнеса сталкиваются, прежде всего, с экономическими трудностями, наиболее весомыми из которых на протяжении всех последних лет является недостаточное финансирование и отсутствие целенаправленной государственной поддержки [2]. В составе факторов производственного характера, препятствующих инновационному развитию предприятий круизного бизнеса, наибольшее беспокойство вызывает недостаток квалифицированного персонала (гидов-переводчиков, судоводителей и команды, специалистов-маркетологов, менеджеров и т.д.); низкий инновационный потенциал предприятий, определяемый слабым уровнем развития исследовательской базы; недостаток информации о новых технологиях и рынках сбыта, возможностях для кооперирования с другими предприятиями.
Принимая во внимание обозначенные трудности, были выделены  ключевые направления инновационного развития предприятий круизного туризма, к наиболее значимым из которых относятся:
- повышение безопасности и уровня комфорта пассажиров при одновременном снижении негативного воздействия на окружающую среду, что подразумевает применение новых инновационных технологий, проведения мероприятий по энерго- и ресурсосбережению;
-использование  современных электронных систем управления технологическими и информационными процессами;
- создание технологических платформ и формирование региональных территориальных кластеров на базе морских портов;
- укрепление отраслевого кадрового потенциала.
Учитывая, что основными элементами развития круизного бизнеса являются круизные операторы, морские порты, судостроительные и судоходные компании, необходимо принятие комплекса мер, базирующихся на инновационной составляющей именно этих предприятий. При этом создание инновационного базиса невозможно без участия государства, что определяется многогранностью требующих решения задач, многоотраслевым характером мероприятий по инновационному развитию предприятий круизного туризма, затрагивающим вопросы правового и организационно-структурного обеспечения.
Следует отметить, что специфика круизного бизнеса предполагает взаимодействие между всеми его участниками, а услуги, ими предоставляемые  приобретают характер «взаимодополняющих товаров», что предопределяет ориентацию каждого хозяйствующего субъекта на  повышение внимания к|до| эффективности организации исследований и разработок, в том числе маркетинговых, с целью наиболее полного удовлетворения запросов потребителей различных социальных групп.
При этом, необходимо учитывать двойственную природу инноваций: с одной стороны, инновации дают предприятию возможность выиграть в конкурентной борьбе, вытеснить конкурентов с рынка, получить конкурентное преимущество; а с другой - инновационная деятельность, инновационные технологии производства и управления служат инструментом обмена опытом, налаживания деловых связей и формирования имиджа предприятия как инновационно активного участника рынка.
 
Литература
1. Логунова Н.А. Инновационное развитие предприятия – вектор современной экономической политики государства / Н.А. Логунова, Н.А. Красовская // Экономика: проблемы, теории и практики. – 2010. Т. 256. № 2. С. 317-328.
2. Йохна М.А. Економіка і організація інноваційної діяльності : навч. посібник / М.А. Йохна, В.В. Стадник.  – Київ: Видавничий центр "Академія", 2005. - 400 с.
Категорія: Економічний блок досліджень | Додав: clubsophus (2013-05-30)
Переглядів: 791 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Технологічний блок досліджень
Економічний блок досліджень
Соціальний блок досліджень
Природничий блок досліджень
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0