Новиков Игорь
соискатель
ФГБОУ
ВПО «Великолукская ГСХА»
г.
Великие Луки
Российская
Федерация
ЦЕНТР ЗАТРАТ – ОДНА ИЗ СОСТАВНЫХ
ЧАСТЕЙ ЦЕНТРА ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Центр
финансовой ответственности – это «часть организации, выделяемая в учёте для
контроля над её деятельностью» [2]; «сегмент внутри предприятия, во главе
которого стоит ответственное лицо, принимающее решение» [1].
Центры
ответственности на предприятии можно классифицировать по следующим признакам [1]:
выполняемым функциям; объёму полномочий и ответственности.
Согласно
первому классификационному признаку центры ответственности подразделяются на
два вида:
1.
основные – связаны с изготовлением
товаров (выполнением работ, оказанием услуг) для внешних потребителей
(участвуют в производственном процессе напрямую);
2.
вспомогательные – связаны с
изготовлением товаров (выполнением работ, оказанием услуг) для внутренних
потребителей (участвуют в производственном процессе косвенно).
Согласно
второму классификационному признаку центры ответственности подразделяются на
четыре вида:
1.
центр доходов – менеджер данного центра контролирует
доходы и несёт за них ответственность;
2.
центр затрат – менеджер данного центра контролирует
затраты и несёт за них ответственность;
3.
центр прибыли – менеджер данного центра контролирует
доходы, затраты и прибыль и несёт за них ответственность;
4.
центр инвестиций – менеджер данного
центра контролирует прибыль и инвестиции (вложения) и несёт за них
ответственность.
Некоторые
авторы (например Черных Инна Николаевна [4]) выделяют пятый вид центров
ответственности – центр маржинальной прибыли – менеджер данного центра
контролирует маржинальную прибыль и несёт за неё ответственность.
На
наш взгляд центр маржинальной прибыли является частным случаем центра прибыли и
выделять его в самостоятельную единицу нецелесообразно, поскольку прибыль и
маржинальная прибыль – два неразрывно связанных понятия, для получения которых
необходима информация о затратах и выручке (доходах) хозяйствующего субъекта.
Структуру
центров финансовой ответственности можно изобразить в виде схемы,
представленной на рисунке 1.
Рис. 1.
Структура центров финансовой ответственности хозяйствующего субъекта
Одним
из основополагающих центров ответственности является центр затрат – «любая
единица деятельности организации, выделяемая в учёте для осуществления контроля
за затратами данной единицы» [2], менеджер данного центра ответственности
контролирует затраты и несёт за них ответственность.
В
основе выделения центров затрат, согласно Николаю Петровичу Кондракову, лежит «единство
выполнения операций, функций и используемого оборудования» [2]. Таким образом,
в качестве центров затрат могут выступать рабочее место (группа рабочих мест),
выполняемая операция (группа операций), структурное подразделение организации
или дочерняя организация по отношению к головной и т. д.
В
настоящее время принято выделять три вида центров затрат[1]:
1. центр
регулируемых затрат, т. е. таких затрат, величину которых возможно спланировать
при построении бюджета предприятия. В данном центре устанавливается «нормативное
соотношение входа и выхода, т. е. для каждой единицы выпуска определяется
требуемое количество материалов и работ» [3];
2. центр
произвольных затрат, т. е. таких затрат, величину которых возможно спланировать
лишь частично. В данном центре не существует оптимального соотношения между
входом и выходом;
3. центр
нерегулируемых (слабо регулируемых) затрат, т. е. таких затрат, величину
которых невозможно спланировать на данном уровне управления. В таком центре «не
может быть установлена прямая зависимость входа и выхода» [3].
Кроме
того, стоит отметить, что при отнесении затрат к регулируемым, произвольным,
слабо регулируемым или нерегулируемым необходимо учитывать уровень управления и
время осуществления затрат. «Сущность влияния уровня управления заключается в
том, что одни и те же расходы могут быть неконтролируемыми на одном уровне и
контролируемыми на другом» [2].
Таким
образом, на предприятии целесообразно выделять несколько уровней центров
затрат: первый уровень устанавливают на низшем уровне управления затратами
(отдельный исполнитель); далее следует определение центров затрат второго,
третьего и последующих уровней, причём менеджеры центров затрат высших уровней
несут ответственность как за затраты данного уровня, так и за затраты
предшествующих уровней.
Влияние
времени осуществления затрат заключается в том, что затраты, являющиеся
нерегулируемыми сегодня, могут перейти в разряд регулируемых через определённый
промежуток времени (например, арендная плата).
Деятельность
центра затрат (как и любого другого центра ответственности) может быть оценена
по двум показателям [1]:
1. результативность
– в какой мере данный центр ответственности достигает запланированных
результатов;
2. эффективность
– выпуск товаров (выполнение работ, оказание услуг) с наименьшими затратами
ресурсов, т. е. "производство заданного объёма продукции при минимальном
использовании элементов входа, либо максимального объёма продукции при заданном
масштабе использования элементов входа» [1].
Таким
образом, можно говорить и том, что центр затрат играет весьма важную роль в
финансово-хозяйственной деятельности организации, позволяя наиболее эффективно
и результативно управлять затратами (на всех уровнях управления, начиная с
самого первого (начального) уровня).
Список
использованных источников
1. Гварлиани
Т. Е., Быков Е. А., Мостовая Е. В., Черемшанов С. В. Управленческий учёт по
видам деятельности / Т. Е. Гварлиани, Е. А. Быков, Е. В. Мостовая, С. В.
Черемшанов. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 304 с.
2. Кондраков
Н. П. Бухгалтерский учёт / Н. П. Кондраков. – М. ИНФРА-М, 2007. – 592 с.
3. Лейкин
Д. Управление по центрам ответственности / Д. Лейкин // Управление компанией. –
2005. – № 8
4. E-college.ru проект Московского университета им. С.
Ю. Витте [электронный ресурс]: Бухгалтерский управленческий учёт И. Н. Черных.
– www.e-college.ru/xbooks/xbook071/book/index/index.html?go=part-008*page.htm
|