Архів / Archive

Головна » Статті » 2014_04_17-18_KamPodilsk » Секція_1_2014_04_17-18

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И АНАЛИЗ ПУТЕЙ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВАНИЯ В УЧЕТНОСТИ

УДК 336.2

Садагашвили Лали

к.э.н., ассоциированный профессор

Кокашвили Нанули

к.э.н., ассоциированный профессор

Горийский государственный университет

г. Гори, Грузия

 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И АНАЛИЗ ПУТЕЙ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВАНИЯ В УЧЕТНОСТИ

 

Аннотация

На основе анализа налоговой практики приходим к заключению, что налоговое законодательство сложное как по содержанию, так и с административной точки зрения, из-за чего невозможно соблюдениие всех аспектов законодательства со стороны налогоплательщика, что в свою очередь отрицательно сказывается на бухгалтерском учете

Ключевые слова: совершенствование налогов, анализ, бухгалтерский учет, налоговая система.

 

Налоги являются одним из главных рычагов, определяющих существование государства. С 2004 года в Грузии изменилась концепция налоговых реформ и по налоговому кодексу от января 2011 года получила совершенный вид. Была признана необходимость нейтральности налогооблажения, сущность которой заключается в том, чтобы не воздействовать на мотивацию поведения предпринимателя, на выбор его деятельности и соответственно на капиталовложение. Налоговая система Грузии применяет только фискальную функцию налогов, подразумевающую пополнение государственного бюджета стабильными налогами и централизованным путем, что превратит государство в крупнейший экономический субъект. На первый взгляд, такая налоговая политика должна быть приемлемой и реальной, но здесь надо учесть то обстоятельство, что строго ориентированная фискальная политика изначально способствует привлечению налогов в государственный бюджет, но если при этом не используются регулирующие и стимулирующие функции налоговой системы, не сокращаются ставки в некоторых отраслях национального хозяйства, тогда постепенно налоговая база уменьшается и соответственно уменьшается доля налогов в бюджетных доходах, хотя в абсолютных показателях внешне может быть тенденция роста. Целесообразно, путем корректирования налоговых ставок создать условия расширения налоговой базы, вместе с тем снижение налоговых ставок будет способствовать повышению хозяйственной активности, привлечению инвестиций, росту занятости. Изменяя налоговые ставки, государство создает дополнительные стимулы для увеличения финансовых ресурсов, следовательно, налоговая система страны должна способствовать и создать условия расширения производства, научно-технического прогресса и налоговой базы, в противном случае снизится возможность развития производства, ограничится налоговая база и этим возникнут условия длительного хронического дефицита бюджета.

По нашему мнению, соотношение прямых и косвенных налогов весьма высок в налоговых поступлениях бюджета Грузии. Доля прямых налогов характеризуется тенденцией роста. Например, в 2010 году 48 % или больше 2 миллиардов 203 миллионов, в 2011 году – 48,1 % или больше 2 миллиардов 784 миллионов, в 2012 году – 48,7 % или больше 3 миллиардов 070 миллионов, в 2013 году – 48,8 % или больше 3 миллиардов 170 миллионов всех налоговых поступлений были получены в виде налогов дополнительной стоимости. Для совершенствования налоговых систем главным считается защита принципов налогооблажения, в частности: дифференциация налоговых ставок по доходам; точное соблюдение сроков изъятия налогов; создание благоприятных условий для налогоплательщиков; сокращение расходов на изъятие налогов и рационализация налоговой системы.

При установлении налоговых ставок обязательно соблюдение налоговых оптимов, что подразумевает пополнение налоговой части бюджета и оставить налогоплательщику такую долю доходов, которая даст ему возможность расширить масштабы производства и создать новые рабочие места. Трансформация методов стимулирования инвестиций – одно из важнейших направлений процесса преобразования налогового механизма. Совершенствование налоговой системы невозможно без правильно сформированной налоговой политики, цели которой: достижение экономической независимости страны и защита финансовой безопасности, стимулирование бизнеса, рост валового внутреннего продукта и развитие доходной базы бюджета, стабильность налогов, упрощение порядка исчисления и изъятия налогов, защита принципа справедливости, выравнивание территориального и социально-экономического развития страны.

Таким образом, основными направлениями совершенствования налоговой системы являются: 1) обеспечение стабильности налоговой системы; 2) максимальное упрощение налоговой системы; 3) сокращение налоговых льгот до минимума; 4) оптимальная соотношение прямых и косвенных налогов; 5) совершенствование подоходных налогов физических лиц с учетом инфляционных процессов; 6) разумное сокращение налоговых ставок, сокращение налогового прессинга; 7) в процессе налогооблажения максимальный учет тех реальных расходов хозяйственного субъекта, которые связаны с хозяйственной деятельностью, оптимальное распределение налоговой нагрузки на товаропроизводителя, потребителя и капитал.

По сегодняшнему налоговому режиму отношения между налогоплательщиком и налоговой администрацией носят характер сотрудничества, что подразумевает, что налоги подлежат оплате, за счет которых функционирует весь госудаоственный механизм. Поэтому обязательно: одна сторрона добросовестно платит налоги, вторая также добросовестно проверяет течение этого процесса. Хотя, к сожалению, в Грузии по этой части еще очень много предстоит сделать.

На основе анализа отдельных налогов и налоговой практики приходим к заключению, что налоговое законодательство весьма сложное как по содержанию, так и с административной точки зрения, из-за чего практически невозможно соблюдение всех пунктов законодательства налогоплательщиком. Все это отрицательно сказывается на бухгалтерской отчетности, влечет за собой неоправданные санкции и вынуждает предпринимателя уклониться от налогов.

Очевидно, что налоговая система нуждается в совершенствовании, для чего будет целесообразно провести следующие мероприятия: а) надо искоренить практику повторного и многократного налогооблажения объектов, по сегодняшнему законодательству по такому налоговому режиму облагаются например: транспортные средства, дивиденды и др., что необходимо пересмотреть; б) надо усовершенствовать содержание объекта налогооблажения, его расчет не должен быть сложным для предпринимателя и налоговых органов. Объект налогооблажения не должен нести абстрактный характер; в) надо пересмотреть налоговую ставку налога дополнительной стоимости в целью ее сокращения; г) необходимо создать гибкий механизм налогового администрирования, разделить функции контролирующих органов в вопросе изъятия налогов; д) на законодательном уровне нужно определить и конкретизировать характер налогового нарушения, в частности, разделить умышленное сокрытие доходов и факты ошибок, в то же время необходимо усилить санкции за умышленное сокрытие налогов; е) низкая налоговая ставка – дополнительный стимул для бизнеса, потому как уменьшается налоговая нагрузка, предпринимателю остается больше денежных средств для расширения ареала своей деятельности; ж) считаем, что налоги опять должны либерализоваться; з) ставки налога на имущество должны устанавливать органы местного самоуправления, поскольку установление этих налогов правительством противоречит конституции; и) надо сократить налоговые ставки, потому как чем выше налоговая ставка, тем нестабильнее налоговая база; к) частое изменение, нестабильность налогового законодательства отрицательно влияет на бизнес среду, пугает инвестора.

На основе общего анализа налоговой системы Грузии можно заключить, что усовершенствование налоговой системы, введение оптимальных налоговых ставок, упрощение механизма налогооблажения будет способствовать легализации налогов и упорядочению учета и отчетности, что считаем одной из предпосылок выхода страны из теневой экономики.

 

Cписок использованных источников

  1. Налоговый Кодекс Грузии, Тб.2013 г.
  2. Л.Садагашвили. Актуальные вопросы налоговой системы Грузии и пути ее совершенствования, Гори, 2011 г.
  3. Л.Бахтадзе, Р.Какулиа, М.Чикваидзе. Налоговое дело, Тб., 2007 г.
  4.  www.economist.ge
  5. www.geoeconomists,ge
  6. www.geostat.ge
Категорія: Секція_1_2014_04_17-18 | Додав: clubsophus (2014-04-16)
Переглядів: 675 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція_1_2014_04_17-18
Секція_2_2014_04_17-18
Секція_3_2014_04_17-18
Секція_4_2014_04_17-18
Секція_5_2014_04_17-18
Секція_6_2014_04_17-18
Секція_7_2014_04_17-18
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0