Архів / Archive

Головна » Статті » 2014_04_17-18_KamPodilsk » Секція_1_2014_04_17-18

ПРОТИВОРЕЧИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРИБЫЛИ КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯЙ

УДК 658

Гольман Светлана

магистр

Севастопольский национальный технический университет

г. Севастополь

 

ПРОТИВОРЕЧИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРИБЫЛИ КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯЙ

 

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы оценки эффективности деятельности предприятий, противоречивость показателя прибыли, а так же необходимость применения системы показателей эффективности и пути ее усовершенствования.

Ключевые слова: эффективность, прибыль, система сбалансированных показателей, интегрированная отчетность

 

Понятия «экономического эффекта» и «экономической эффективности» относятся к числу важнейших при рассмотрении основных вопросов экономики предприятия. Проблема методики определения эффективности компании всегда волновала и руководителей и собственников. На протяжение нескольких лет вопрос оценки эффективности деятельности компании активно обсуждается в экономической литературе..

Показателей эффективности рассматриваются в работах и на конференциях авторов: Я.В. Соколова, С.Н. Кушакова, Е.А. Скриптуновой, Р.С. Каплана и Д.П. Нортона и других.

В современных публикациях чаще всего предпочтение отдают прибыли, как показателю эффективности предприятия. В тоже время, изучение опубликованных работ отечественных и зарубежных авторов показало, что до сего времени ученые и практики в области бухгалтерского учета не осознали необходимость комплексного подхода при оценки экономической эффективности, когда во внимание принимаются не только стоимостные показатели, но так же репутация, взаимоотношения фирмы с внешними и внутренними пользователями. Большинство авторов рекомендует к рассмотрению систему показателей эффективности.

Общепринято, что прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства. В финансовой отчетности представлены несколько показателей прибыли :валовая прибыль, чистая прибыль, нераспределенная прибыль и другие. Однако, в настоящее время, когда большую долю в доходах предприятия, занимает нефинансовая деятельность, показатель «прибыль» не может выступать, единственным критерием оценки эффективности компании.

Возникает ряд вопросов. Может ли один показатель охарактеризовать эффективность предприятия? Если да, то какой из показателей прибыли?

Целью данной статьи является исследование имеющихся точек зрения авторов на использование показателя прибыли для оценки эффективности деятельности предприятии и тех противоречий, которые содержаться в ней, а так же разработка подходов при определении оценки эффективности деятельности предприятия.

Все большую популярность приобретает холистический подход, при котором эффективность оценивается целой совокупностью критериев. То есть, что одним показателем невозможно оценить эффективность деятельности предприятия в долгосрочной перспективе. Все это, в девяностые годы прошлого столетия, привело к созданию, американцами Р. Капланом и Д. Нортоном, методики "Сбалансированная система показателей эффективности".

Сбалансированная система показателей, основана на применении как финансовых, так и нефинансовых показателей, которые  гарантируют полноту и достоверность оценки эффективности деятельности организации, и в этом состоит его преимущество [1, с. 215].

Метод Каплана и Нортона является стратегическим подходом и системой управления эффективностью, которая позволяет привести в действие видение и стратегию компании в 4 аспектах: финансы (показывает, насколько интересно акционерам вкладывать деньги в предприятие); - взаимоотношения с клиентами (показывает, чем можно заинтересовать клиентов, чтобы привлечь их и добиться требуемых финансовых результатов); - внутренние процессы (показывает, какие процессы играют наиболее важную роль при реализации конкурентных преимуществ компании); - инновации, развитие персонала и инфраструктуры (показывает, за счет каких знаний, умений, опыта, технологий и прочих нематериальных активов можно реализовать конкурентное преимущество компании). Выделенные четыре аспекта показателей позволяют учесть интересы всех заинтересованных сторон. Данный метод позволяет контролировать текущую эффективность, а также нацелен на обработку информации о будущих перспективах функционирования организации.

В своей работе Е.А. Скриптунова [2, с. 7] предлагает несколько видоизмененный вариант методики "Сбалансированных показателей эффективности". Основной смысл данной методики состоит в том, что предприятие не может существовать на рынке независимо от всех, а воздействует на широкий круг пользователей. Это и акционеры, и клиенты, и общественность, и партнеры, и СМИ, и собственные сотрудники. Всех пользователей компании проклассифицировали на 4 группы по общности интересов той или иной группы (акционеры; реальные и потенциальные клиенты компании; сотрудники; общественность и партнеры) [2, c.9].

У каждой группы пользователей есть свои потребности и ожидания от предприятия. Соответственно, удовлетворяя эти потребности, нужно оценивать определенные критерии, которые их отражают. Это и будут показатели эффективности с учетом различных мнений. Для акционеров потребностью является максимизация собственных дивидендов, поэтому показателями эффективности могут выступать: рентабельность бизнеса, чистая прибыль предприятия, ликвидность. Для клиентов приоритетным является оптимальное соотношение «цена и качество», а так же высокий уровень сервиса, исходя из этого показатели эффективности: себестоимость продукции, количество претензий, доля постоянных клиентов. Учитывая потребности сотрудников, показателями эффективности могут выступать: средняя заработная плата, текучесть кадров, удовлетворенность трудом и т.д. [2, c. 11].

Основной задачей исходя из этого является определения наиболее значимых критериев. Если учесть все потребности пользователей, то список показателей эффективности будет слишком большим. И затраты на сбор, обработку и анализ необходимой информации значительно превысит эффект от полученных данных. За основу берутся наиболее значимые, на текущий момент и на перспективу, потребности.

Необходимо отметить противоречивость прибыли как обобщающего показателя деятельности. Отечественная и зарубежная практика показывает, что рост прибыли может являться не только следствием эффективной экономической деятельности. Прибыль предприятия может быть получена за счет монопольного положения производителя (рост цен), отступления от стандартов, ухудшения качества продукции и т. п. Кроме того, уровень прибыльности зависит от ценовой политики, изменений ставок налогов и т.д. Таким образом, сам факт получения прибыли не дает возможность говорить об эффективности организации [4, с. 16].

Финансовая отчетность предприятий на современном этапе больше не отвечает требованиям и задачам, которые ставит перед собой предприниматель для успешного управления бизнесом. От того, достоверно ли оценена прибыль предприятия зависит дальнейшее управление компанией. На данный момент в существующей отчетности показатель «прибыль» не отражает полную информацию о деятельности фирмы. Так же, в ней не находят отражение экологический, производственный, кадровый, финансовый капитал.

С целью полноты отражения как финансовых, так и нефинансовых показателей, позволяющих достоверно определить эффективность деятельности предприятия целесообразно использовать интегрированную отчетность, которая сводит воедино все существенные данные о стратегии организации, показателях ее деятельности и перспективах таким образом, чтобы они отражали ее экономическое, социальное и экологическое окружение. В ней отражается использование всех видов капитала и его результат. Включение всех нефинансовых показателей в отчетность позволит улучшить ее качество и отразить существенное влияние фактора окружающей среды, социального фактора. Итегрированная отчетность более широко представляет показатели работы организации, чем традиционная отчетность. Такие данные являются необходимыми для успешного управления предприятием и достоверной оценки прибыли.

На сегодняшний день прибыль не характеризует эффективность деятельности предприятия. Существует ряд противоречий, обуславливающих необходимость рассмотрения прибыли в системе показателей эффективности предприятия. Так метод сбалансированных показателей, позволяет организации привести в действие стратегию компании в четырех аспектах. Информацию о финансовых и нефинансовых показателях деятельности предприятия отражает интегрированная отчетность. Использование такого отчета позволит доступно и достоверно оценить эффективность деятельности предприятия.

 

Список использованных источников

1. Бланк И.А. Управление прибылью / И. Бланк. — К.: «Ника-Центр», 1998. — 544 с.

2. Каплан Р. С, Нортон Д. П. Сбалансированная система пока' зателей. От стратегии к действию. / Изд. 2-е, испр. и доп.: Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003, 320 с.

3. Скриптунова Е.А. Основные показатели эффективности предприятия, которые необходимо знать руководителю. Менеджмент сегодня №2. 2003 – 9с.

4. Я.В. Соколов. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней - М.: ЮНИТИ, 1996.

Категорія: Секція_1_2014_04_17-18 | Додав: clubsophus (2014-04-16)
Переглядів: 731 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція_1_2014_04_17-18
Секція_2_2014_04_17-18
Секція_3_2014_04_17-18
Секція_4_2014_04_17-18
Секція_5_2014_04_17-18
Секція_6_2014_04_17-18
Секція_7_2014_04_17-18
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0