Архів / Archive

Головна » Статті » 2014_05_22-23_KamPodilsk » Секція_2_2014_05_22-23

ГАРМОНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИ

УДК 338.1:339

Артемова Анастасия

к.э.н., доцент кафедры

Меденцева Мария

студентка

Хлестова Елена

студентка

Донецкий национальный технический университет

г. Донецк

 

ГАРМОНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

 

Аннотация

В статье рассмотрено проблематика развития конкурентоспособности страны через гармонизацию государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Выделено основные «узкие» места конкурентоспособности украинской экономики и предложено комплекс мер для повышения ее уровня конкурентоспособности.

Ключевые слова: конкурентоспособность экономики, государственное регулирование, внешнеэкономическая деятельность.

 

Обеспечения конкурентоспособности национальной экономики является одной из приоритетных задач экономической политики государства. Проблема повышения конкурентоспособности отечественной экономики все больше обостряется по мере развития глобализационных процессов. Украина остается аутсайдером мирового рейтинга общей конкурентоспособности. В условиях процесса глобализации и интернационализации проблемы обеспечения конкурентоспособности выходят на первый план, поскольку только конкурентоспособность гарантирует выживание товаропроизводителя и на внутреннем, и на внешнем рынках. Исходя из этого, актуальность темы связана с необходимостью создания институциональных условий для формирования конкурентных преимуществ национальной экономики.

Проблемы конкурентоспособности страны широко рассматривали известные ученые-экономисты: П. Кругман, С. Линдер, М. Портер, Я. Базилюк, М. Делягин, Я. Жалило, В. Иноземцев и др. Отечественные ученые достаточно активно изучают международные рейтинги и дают интерпретацией результатов международных рейтингов.

По Индексу глобальной конкурентоспособности в 2013-2014 гг. Украина занимает 84 место среди 148 стран , оказавшись в рейтинге между Тунисом и Уругваем, что свидетельствует о достаточно слабых позициях нашего государства на мировом рынке товаров и услуг. По сравнению с прошлым годом Украина потеряла 11 позиций, но в целом все еще ​​сохраняет свои конкурентные преимущества. Эти результаты базируются в основном в крупном размере рынка Украины (38 место в рейтинге) и прочной образовательной системе (43 место по высшему образованию и обучению, и 57 - по начальному образованию) [1]. В исследовании отмечается, что для решения важных проблем в будущем Украине необходимо выйти на более стабильный уровень экономического роста, а наиболее важной проблемой страны является необходимость «капитального ремонта» ее институциональной структуры, которая страдает от бюрократизма и непрозрачности.

Институты остаются слабым местом конкурентоспособности украинской экономики. По данной составляющей Украина заняла лишь 137ое место из 148 стран мира - такой результат является одним из худших не только в отношении развитых экономик, но и по сравнению с ближайшими соседями. Согласно данным ВЭФ, отмечается ухудшение большей части показателей, а именно : прав собственности (падение со 136 на 143 место), фаворитизма в принятии решений правительством (с 125 на 133 место), эффективности правительства (с 136 на 143 место) и корпоративной этики (с 124 на 130 место) [2].

Это означает, что на данном этапе ее экономический рост зависит в основном от составляющих - усилителей эффективности (эффективных рынков товаров и услуг, рынка труда, финансового рынка; способности внедрять новые технологии). Украина не способна реализовать в полной мере свой потенциал с целью повышения конкурентоспособности, ведь «законсервированные» на предыдущем этапе проблемы требуют дополнительных ресурсов и времени [3].

Не для кого не секрет, что важным источником поступлений в бюджет является ввозная пошлина. В результате приведения ставок импортной пошлины на товары в соответствие с уровнем, который определен Графиком тарифных обязательств Украины перед ВТО, среднеарифметическая ставка ввозной пошлины по всем Таможенном тарифе снизилась с 5,43 до 5,42 %, в частности, на продовольственные товары - с 9,15 до 9,14 %, на промышленные товары - с 4,18 до 4,16 % [4]. На сегодня в Таможенном тарифе Украины ставки ввозной пошлины равны уровням, определенным Протоколом о вступлении Украины в ВТО , для 76,4 % товаров. Повышение ставок ввозной пошлины на эти товарные группы может привести к нарушению международных обязательств Украины и вызвать ряд негативных последствий, в частности к применению ограничивающих санкций и компенсаторных механизмов[4]. Одновременно насчитывается 2615 товарных подкатегорий, на которые установлены меньшие ставки ввозной пошлины, чем соответствующие связанные уровнем. Поэтому с целью защиты национального товаропроизводителя следует разработать механизм повышения ставок ввозной пошлины на товары до уровня международных обязательств.

Одной из ключевых проблем Украины является крайне низкий уровень применения информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) бизнесом. По итогам рейтинга 2013 Украина находится на 94 позиции. Для сравнения: Россия и Казахстан - на 59 и 57 местах соответственно. Это не позволяет стране в полной мере использовать все преимущества ИКТ, создавать благоприятные условия для распространения новейших технологий во всех сферах экономики страны [2].

В этом контексте такой инструмент, как « электронное правительство » («е-правительство») может способствовать решению проблем в институциональной составляющей индекса . «Е- правительство» - это система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны, целью которой является повышение эффективности государственного управления и снижения транзакционных издержек как для бизнеса, так и для отдельных граждан. Внедрение «е - правительства» является эффективным относительно налогообложения,  контроля за государственными расходами и государственного регулирования и способно положительно повлиять на большинство составляющих конкурентоспособности.

Учитывая необходимость повышения уровня поступлений в государственную казну, нужно принять комплекс мер с целью формирования комплексного контроля за соблюдением таможенного законодательства субъектами ВЭД ,  внедрение упрощенных таможенных процедур на границе. Для совершенствования государственного регулирования в сфере реализации таможенного дела необходимо развитие взаимной прозрачной торговой среды при условии повышения уровня общей безопасности; приближения таможенного законодательства Украины к международным стандартам; сотрудничество в сфере внедрения Гармонизированной системы описания и кодирования товаров в целях обеспечения четкой классификации товаров; дальнейшее развитие процедур таможенной оценки в направлении обмена лучшими практиками по внедрению стандартов ВТО; реализация всех необходимых мероприятий в рамках участия Украины в Рабочей группе по созданию Зоны свободной торговли с ЕС и внедрение «электронной таможни» [5].

По нашему мнению, для повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики Украины важно: поддержка внутриполитической стабильности; вложения капитала в перспективные отрасли промышленности; широкое инвестирование в улучшение условий труда и уровня образования с целью обеспечения страны высокообразованными и практически ориентированными работниками; поддержания социального согласия путем сокращения разницы в заработной плате и укрепление среднего класса; ориентация на инновационное развитие путем создания эффективных мотивационных механизмов, осуществления научно - исследовательской деятельности; создание собственных производств и повышения уровня занятости населения через привлечение инвестиций, прежде всего из внутренних источников; развитие разветвленной институционально - правовой инфраструктуры инновационной деятельности на основе кластеризации; дальнейшее применение методов налогового и таможенно-тарифного регулирования.

Предложенные выше мероприятия по улучшению механизма государственного регулирования внешнеэкономических отношений должны способствовать выполнению основной задачи государства, которое заключается в том, чтобы обеспечить условия для стабильного развития экономики на основе накопления и эффективного использования конкурентных преимуществ, используя все факторы и привлекая все возможные ресурсы.

 

Список использованных источников

1. The World Competitiveness Scoreboard 2013 [Електронний ресурс]  – Режим доступу: http://www.imd.org/news/World-Competitiveness-2013.cfm

2. Всемирный экономический форум (ВЭФ) [Електронний ресурс]  – Режим доступу: http://www.weforum.org/

3. The Global Competitiveness Report 2013 – 2014. Klaus Schwab  // World  Economic  Forum  [Електронний  ресурс].  – Режим  доступу:  http://www.weforum.org/issues/global-competitiveness/index.html

4. Клименко  І. В. Три роки членства у СОТ: тенденції зовнішньої торгівлі України у посткризовий період / І. В. Клименко, О. А. Федірко, І. В. Ус. – К. : НІСД, 2011. – 72 с.

5. Ривак Н. О. Шляхи підвищення ефективності митної політики України / Н. О. Ривак / Львівський НУ  ім.  Івана Франка // Науковий вісник НЛТУ України. – 2011. − № 21.3. – С. 224 – 232.

Категорія: Секція_2_2014_05_22-23 | Додав: clubsophus (2014-05-21)
Переглядів: 821 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція_1_2014_05_22-23
Секція_2_2014_05_22-23
Секція_3_2014_05_22-23
Секція_4_2014_05_22-23
Секція_5_2014_05_22-23
Секція_6_2014_05_22-23
Секція_7_2014_05_22-23
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0