Архів / Archive

Головна » Статті » 2014_05_22-23_KamPodilsk » Секція_2_2014_05_22-23

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОЦЕССОВ

УДК 330.45:519.86:656.13

Петрик Валерия

к. т. н., доцент

Глущенко Егор

магистрант

Национальный аэрокосмический университет

им. Н.Е. Жуковского «ХАИ»

г. Харьков

 

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОЦЕССОВ

 

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы повышения эффективности деятельности автотранспортных предприятий с использованием задач оптимизации транспортных процессов и теоретико-игровой постановки транспортной задачи.

Ключевые слова: транспортная задача, экономико-математическое моделирование, оптимизация перевозок, критерий оптимальности, теория игр

 

Экономическая ситуация в Украине характеризуется глубокими кризисными явлениями во всех сферах народного хозяйства. Причем, отмечая общее стремление мировой экономики к перемещению ресурсов из сферы производства в сферу услуг, вопрос последующего развития транспортной инфраструктуры украинской экономики, выбор оптимальных стратегий деятельности автотранспортных предприятий становится все более актуальным, особенно в условиях неопределенности как на рынке, так и в правовом поле деятельности.

С расширением производства транспортным грузовым перевозкам отводится все более значительная роль в современном мире. При этом задачи оптимизации маршрута и снижения себестоимости перевозки становятся первоочередными, поскольку их решение позволяет снизить конечную стоимость товаров для потребителей, уменьшить производственные запасы, повысить рентабельность производства.

Применение экономико-математических методов при планировании транспортного процесса позволяет сформулировать оптимизационные задачи, целью решения которых обычно является достижение максимального эффекта при ограниченных ресурсах и большом количестве ограничений в условиях выполнения перевозок [1].

Степень достижения целей оценивают критериями оптимальности, которые должны иметь вполне определенные численные значения. При планировании перевозок грузов используются следующие показатели критерия оптимальности :

- минимальные транспортные издержки;

- максимальная производительность;

- кратчайшее расстояние перевозки или минимум грузооборота и др.

В зависимости от целей и условий решения оптимизационных задач эти показатели могут быть разными по структуре включаемых в них элементов затрат и по характеру использования. При оптимизации транспортно-экономических связей показателем оптимальности может выступать минимум совокупных приведённых затрат на производство и перемещение продукции, т. е. издержки всей сферы обращения (затраты на складское хозяйство, тару, перевозки и др. операции). В эти затраты могут включаются и потери продукции при её перемещении. Эти показатели являются основой для разработки оптимальных схем грузопотоков.

В условиях рыночной экономики, при которых действует рынок транспортных услуг, грузоотправители выбирают себе подходящего перевозчика согласно своим критериям оптимальности и независимо друг от друга. Однако за определенный период времени суммарный объем транспортной работы для совокупности грузоотправителей и грузополучателей устанавливается на оптимальном уровне согласно оптимизационной модели транспортной задачи [2].

Другой подход к моделированию транспортных процессов заключается в теоретико-игровой постановке транспортной задачи, которая намного шире традиционно используемых математических методов оптимизации и поиска решения транспортных задач, которые не учитывали несовпадение интересов участников транспортного процесса и их активную роль в выборе управляющих воздействий. В этом заключается одна из причин затруднений с использованием экономико-математических методов, в частности методов программирования и статистических методов [3].

Ситуации, при которых разные участники рынка имеют различные интересы, а на уровне автотранспортного предприятия имеется возможность нескольких направлений как текущей деятельности, так и последующего развития с целью получения стабильных результатов финансово-хозяйственного развития, характеризуются разными конфликтными ситуациями. Эти ситуации можно проанализировать и найти оптимальные решения посредством математического аппарата теории игр. Правда, следует учесть, что все результаты деятельности зависят от управленческих решений, которые принимаются всеми сторонами, а, следовательно, поведение каждого участника не может быть заданным, как это воспринималось в условиях командно-административной экономики, а определяется особенностями учета возможного поведения всех участников рынка.

Допустим, что некоторое автотранспортное предприятие может осуществлять перевозку n видами транспорта из перечня возможных. Выполнение каждой перевозки может принести предприятию определенный доход. Вместе с тем для обеспечения перевозки необходимо осуществить расходы: на оборудование для выполнения перевозки; горючее необходимого ассортимента и другие смазочные материалы; запасные части для текущего ремонта автотранспорта; ремонт и техническое обслуживание автотранспорта; заработный труд обслуживающего персонала определенной квалификации; амортизацию автотранспорта и другое. Данные суммарные расходы можно выразить в виде финансовых затратах в расчете на единицу транспорта.

При детерминированном спросе на автотранспорт возможно выбрать не только вид автотранспорта, но и рассчитать нормативы, которые обеспечивают минимальные затраты на выполнение им перевозок. Однако для реальных ситуаций по большей части характерна неопределенность заказов на перевозку определенным видом транспорта в пределах прогнозируемых границ.

При определении оптимальной стратегии деятельности автотранспортного предприятия будем считать, что спрос на перевозки неопределен. Тогда моделью рассматриваемого конфликта будет игра, в которой одной из конфликтующих сторон выступает автотранспортное предприятие (первый игрок), а второй стороной выступает рынок автотранспортных перевозок (второй игрок). Каждая из сторон имеет набор стратегий: для предприятия – это осуществление перевозки определенным видом транспорта, для рынка – спрос на выполнение перевозки определенным видом транспорта.

Выигрышем для автотранспортного предприятия будет выступать полученный доход от выполнения перевозок. Чистые стратегии автопредприятия определяют долю выполненных перевозок отдельными видами транспорта, а чистые стратегии рынка – это потребности в определенном виде транспорта.

 

Список использованных источников

  1. Хлевной, И.И. Грузовые автомобильные перевозки: учебное пособие/ И.И. Хлевной. – СПб.: СПб ИВЭСЭП, 2003. – 354 с.
  2. Плоткин, Б.К. Экономико-математические методы и модели в логистике: учебное пособие / Б.К. Плоткин, Л.А. Делюкин. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 96 с
  3. Логистика: общественный пассажирский транспорт: учебник для студентов экономических вузов / Под общ. ред. Л.Б. Миротина. – М.: Издательство  «Экзамен», 2003. – 224 с.
Категорія: Секція_2_2014_05_22-23 | Додав: clubsophus (2014-05-21)
Переглядів: 1037 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція_1_2014_05_22-23
Секція_2_2014_05_22-23
Секція_3_2014_05_22-23
Секція_4_2014_05_22-23
Секція_5_2014_05_22-23
Секція_6_2014_05_22-23
Секція_7_2014_05_22-23
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0