УДК 657.1
Дубойская Виктория
магистрант
Корнеевец Анастасия
студент
Полесский государственный университет
г. Пинск, Республика Беларусь
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЁТНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ТАРГЕТ – КОСТИНГ
Аннотация
В данной статье изучена сущность метода таргет - костинг, который является действующим инструментом управления затратами, приведён практический пример, выделены преимущества и недостатки данного метода, предложено формирование учётной информации при его использовании
Ключевые слова: таргет-костинг, затраты, себестоимость.
В условиях нестабильности и переменчивости экономики, а так же воздействия внешних и внутренних факторов на цикличность бизнес-процессов, ведётся поиск новых инструментов, которые повышают релевантность принятия управленческих решений в системе учётно-аналитического обеспечения предпринимательских структур различных отраслей и сфер экономической деятельности. Одним из наиболее распространённых зарубежных инструментов управления затратами является метод ”таргет-костинг“ (целевое калькулирование).
Таргет-костинг (target costing) — комплексный процесс управления, который начинается с предпосылки о том, что цены устанавливаются на рыночной основе потребительских требований и конкурентных альтернатив или по управленческих решениям [1, c.27]. Система таргет-костинг – это целостная концепция управления, которая позволяет значительно увеличить степень эффективности управления бизнес-процессами экономического субъекта, за счёт выстроенной системы стратегического управления затратами, и реализующая функции планирования производства, предупредительного контроля издержек и калькулирования целевой себестоимости в соответствии с рыночными реалиями.
В системе таргет-костинг можно выделить следующие принципы:
- калькуляция целевых затрат для новых продуктов, а также их составных частей, позволяющих достичь желаемой, заранее заданной прибыли при существующих рыночных условиях;
- первостепенная и постоянная ориентация на требования рынка и клиентов;
- учёт влияния на себестоимость продукции пожеланий потребителей по качеству и срокам изготовления продукции [2, с.34].
Зарубежные ученые-экономисты высоко оценивают таргет-костинг за его простую формулу расчета, отсутствие калькулирования затрат, снижение трудоемкости расчета [3]. В белорусской практике традиционно используют такую формулу: Себестоимость + Прибыль = Цена, которая в концепции таргет-костинг трансформировалась в равенство: Цена – Прибыль = Себестоимость.
Благодаря данному равенству мы можем сформировать инструмент предварительного контроля и экономии затрат. Важную роль играет то, что в данном методе становится возможным оценить затраты до момента их фактической оплаты, то есть идёт предварительное определение цены, по которой потребитель способен приобрести товар и платёжеспособность спроса на изделие.
Рассмотрим применение таргет-костинга для определения целевого сокращения затрат. Исходными данными здесь выступят следующие величины:
1. возможная рыночная цена за единицу изделия – 65 ден.ед. (фактическая — 68 ден.ед.);
2. производство можно считать рентабельным, если получаемая с продукта целевая прибыль составляет не менее 30%, т.е. себестоимость с НДС не должна превысить 50 ден.ед. (60 ден.ед. — 60 ден.ед.*30/130);
3. НДС составляет 20%. Вычитаем его для получения чистой себестоимости, итого – 41,7 ден.ед. (50 ден.ед. - 50 ден.ед.*20/120);
Таким образом, 41,7 ден.ед. – полученная целевая себестоимость единицы нового продукта на предприятии. Экономический отдел определяет целевые величины постоянных и переменных затрат. Для этого за основу могут быть взяты фактические параметры затрат на существующие товары, которые в нашем примере составляют: постоянные затраты – 18 ден.ед., переменные затраты (сырьевая составляющая) - 35 ден.ед.. Итого – 53 ден.ед. Следовательно, для того чтобы достичь целевой цены, нужно снизить себестоимость с 53 до 41,7 ден.ед.
4. Запланированный годовой объём продаж – 10 000 единиц.
Таким образом, сметная себестоимость при заданном объёме составит 530 000 ден.ед. При снижении себестоимости 1 единицы продукции до целевого уровня, экономия ресурсов предприятия составит 113 000 ден.ед. (530 000 - 417 000 ден.ед.). Именно эту сумму следует «сократить», не опуская при этом планку качества продукции. Далее можно просчитать сумму экономии от изменения фактической цены и себестоимости до целевых:
Экономия = (Выр. - с/с - НДС из выр.)факт - (Выр. - с/с - НДС из выр.)цел.
Экономия = (68*10000 — 53*10000 — 68*10000*20/120) — (65*10000 — 41,7*10000 — 65*10000*20/120) = 88 000 ден.ед.
Управление затратами на основе метода «таргет-костинг» станет эффективнее, если финансовая информация будет формироваться системным способом, с использованием методов бухгалтерского учёта. В дальнейшем по необходимости она детализируется внесистемными данными управленческого учёта. Для наглядного и аналитического восприятия экономии средств в денежном выражении при использовании метода таргет-костинг, нами предложено отражение данных операций на счетах бухгалтерского учёта следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Отражение системы таргет-костинг при реализации продукции на счетах бухгалтерского учёта
Наименование отражаемой операции
|
Д-т
|
К-т
|
Сумма, ден.ед.
|
Расчёт
|
Отражение предполагаемого дохода от продаж, рассчитанного по целевой цене
|
62
|
90
|
650 000
|
65 ден.ед.* 10000 шт.
|
Отражение дохода от продаж, рассчитанного по фактической цене методом красного сторно
|
62
|
90
|
680 000
|
68 тыс. ден.ед.* 10000 шт.
|
Учтена целевая себестоимость реализованной продукции
|
90
|
43
|
417 000
|
41,7 тыс. ден.ед.* 10000 шт.
|
Учтена фактическая себестоимость реализованной продукции методом красного сторно
|
90
|
43
|
530 000
|
53 тыс. ден.ед.* 10000 шт.
|
Учтён НДС от целевой выручки
|
90
|
68
|
108 300
|
65 тыс. ден.ед. * 20 / (100+20)
|
Учтён НДС от от фактической выручки методом красного сторно
|
90
|
68
|
113 300
|
68 тыс. ден.ед. * 20 / (100+20)
|
Определена дополнительная прибыль
|
90
|
99
|
88 000
|
Размер прибыли при достижении целевого уровня
|
Источник: собственная разработка.
Чтобы калькуляционная система таргет-костинг успешно использовалась на предприятии необходимо выполнять ряд условий. Во-первых должно соблюдаться постоянство его применения. Для того, чтобы целевая себестоимость не просто была определена, но и достигнута, необходимо постоянно уточнять целевую себестоимость и стремиться снизить затраты предприятия до определённой величины. Во-вторых очень важна тесная взаимосвязь с различными отраслями и подразделениями предприятия таких как маркетинговыми отделами, исследовательскими и производственными подразделения.
В Беларуси эта концепция до сих пор не получила широкого распространения, потому что, на наш взгляд, она:
- Коренным образом отличается от принятого нормативного бухгалтерского учета;
- Ставит под вопрос о формирования себестоимости в разных отраслях;
- Не учитывает в должной мере различные технические и производственные
возможности каждой фирмы в каждой конкретной сфере;
- Оотсутствует объективность в условиях инфляции и/или экономического кризиса.
Учитывая мировую практику, при использование данного метода можно выделить как преимущества, так и недостатки (табл. 2).
Таблица 2
Достоинства и недостатки при реализации таргет-костинг
Достоинства
|
Недостатки
|
1. бизнес-процессы предприятия координируется и контролируется в соответствии с важным стратегическим ориентиром – целевой себестоимостью;
2. использование таргет-костинг в процессе бюджетирования, мониторинга, контроллинга, ценообразования;
3. поддерживает стратегию снижения затрат на стадии планирования и проектирования продукта, являясь стратегическим инструментом управления;
4. таргет-костинг мотивирует на рынок, указывая на допустимую с точки зрения рынка себестоимость, которая должна быть осознана, если компания хочет оказаться прибыльной в условиях конкуренции;
5. таргет-костинг ориентирован на влияние внешних факторов, а не внутренних;
6. таргет-костинг ориентирован на потребителя, а не производителя.
|
1. требует серьёзных инвестиций для снижения себестоимости до заданного предела;
2. высокие требования к надёжности плановых показателей цены и объёма;
3. время разработки нового продукта может увеличиваться в связи с многочисленными изменениями в процессе перепроектирования;
4. неумелое применение может негативно сказываться на персонале, находящихся под постоянным прессингом своих руководителей, стремящихся во что бы то ни стало достичь целевой себестоимости;
|
Источник: собственная разработка.
Перечисленные преимущества данной системы дают понять ценность данной системы и продумать о возможности постепенного внедрения этой концепции в отечественную практику учёта. Таргет-костинг, является действенным способом в инструментарии современного бухгалтерского учёта, который способен оказать существенное влияние на эффективное развитие производства.
Список использованных источников
1. Implementing Target Costing // Statements on Management Accounting, published by Institute of Management Accountants, 1994, - 27 p.
2. Славников Д.А., Таргет-костинг – статистический инструмент в системе управления затратами предприятия - М.: ЮНИТИ, 2008. – 290с.
3. Пузыня Т.А. Таргет-костинг и кайзен-костинг – инновационные концепции отечественного бухгалтерского учета / Т.А. Пузыня // Современные научные исследования и инновации, №7, 2012 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/07/15988 (дата обращения: 31.07.2014).
|