Архів / Archive

Головна » Статті » 2014_11_25_Lviv » Секція_2_2014_11_25

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЁТНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ТАРГЕТ – КОСТИНГ

УДК 657.1

Дубойская Виктория

магистрант

Корнеевец Анастасия

студент

Полесский государственный университет

г. Пинск, Республика Беларусь

 

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЁТНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ТАРГЕТ – КОСТИНГ

 

Аннотация

В данной статье изучена сущность метода таргет - костинг, который является действующим инструментом управления затратами,  приведён практический пример, выделены преимущества и недостатки данного метода, предложено формирование учётной информации при его использовании

Ключевые слова: таргет-костинг, затраты, себестоимость.

 

В условиях нестабильности и переменчивости экономики, а так же  воздействия внешних и внутренних факторов на цикличность бизнес-процессов, ведётся поиск новых инструментов, которые повышают релевантность принятия управленческих решений в системе учётно-аналитического обеспечения предпринимательских структур различных отраслей и сфер экономической деятельности. Одним из наиболее распространённых зарубежных инструментов управления затратами является метод ”таргет-костинг“ (целевое калькулирование).

Таргет-костинг (target costing)  — комплексный процесс управления, который начинается с предпосылки о том, что цены устанавливаются на рыночной основе потребительских требований и конкурентных альтернатив или по управленческих решениям [1, c.27]. Система таргет-костинг – это целостная концепция управления, которая позволяет значительно увеличить степень эффективности управления бизнес-процессами экономического субъекта, за счёт выстроенной системы стратегического управления затратами, и реализующая функции планирования производства, предупредительного контроля издержек и калькулирования целевой себестоимости в соответствии с рыночными реалиями.

В системе таргет-костинг можно выделить следующие принципы:

- калькуляция целевых затрат для новых продуктов, а также их составных частей, позволяющих достичь желаемой, заранее заданной прибыли при существующих рыночных условиях;

- первостепенная и постоянная ориентация на требования рынка и клиентов;

- учёт влияния на себестоимость продукции пожеланий потребителей по качеству и срокам изготовления продукции [2, с.34].

Зарубежные ученые-экономисты высоко оценивают таргет-костинг за его простую формулу расчета, отсутствие калькулирования затрат, снижение трудоемкости расчета [3]. В белорусской практике традиционно используют такую формулу: Себестоимость + Прибыль = Цена, которая в концепции таргет-костинг трансформировалась в равенство: Цена – Прибыль = Себестоимость.

Благодаря данному равенству мы можем сформировать инструмент предварительного контроля и экономии затрат. Важную роль играет то, что в данном методе становится возможным оценить затраты до момента их фактической оплаты, то есть идёт предварительное определение цены, по которой потребитель способен приобрести товар и платёжеспособность спроса на изделие.

Рассмотрим применение таргет-костинга для определения целевого сокращения затрат. Исходными данными здесь выступят следующие величины:

1. возможная рыночная цена за единицу изделия – 65 ден.ед. (фактическая — 68 ден.ед.);

2.  производство можно считать рентабельным, если получаемая с продукта целевая прибыль составляет не менее 30%, т.е. себестоимость с НДС не должна превысить 50 ден.ед. (60 ден.ед. — 60 ден.ед.*30/130);

3.  НДС составляет 20%. Вычитаем его для получения чистой себестоимости, итого – 41,7 ден.ед. (50 ден.ед. - 50 ден.ед.*20/120);

Таким образом, 41,7 ден.ед. – полученная целевая себестоимость единицы нового продукта на предприятии. Экономический отдел определяет целевые величины постоянных и переменных затрат. Для этого за основу могут быть взяты фактические параметры затрат на существующие товары, которые в нашем примере составляют: постоянные затраты – 18 ден.ед., переменные затраты (сырьевая составляющая) - 35 ден.ед.. Итого – 53 ден.ед. Следовательно, для того чтобы достичь целевой цены, нужно снизить себестоимость с 53 до 41,7 ден.ед.

4. Запланированный годовой объём продаж – 10 000 единиц.

Таким образом, сметная себестоимость при заданном объёме составит    530 000 ден.ед. При снижении себестоимости 1 единицы продукции до целевого уровня, экономия ресурсов предприятия составит 113 000 ден.ед. (530 000  - 417 000 ден.ед.). Именно эту сумму следует «сократить», не опуская при этом планку качества продукции. Далее можно просчитать сумму экономии от изменения фактической цены и себестоимости до целевых:

Экономия = (Выр. - с/с - НДС из выр.)факт - (Выр. - с/с - НДС из выр.)цел.

Экономия = (68*10000 — 53*10000 — 68*10000*20/120) — (65*10000 — 41,7*10000 — 65*10000*20/120) = 88 000 ден.ед.

Управление затратами на основе метода «таргет-костинг» станет эффективнее, если финансовая информация будет формироваться системным способом, с использованием методов бухгалтерского учёта. В дальнейшем по необходимости она детализируется внесистемными данными управленческого учёта. Для наглядного и аналитического восприятия экономии средств в денежном выражении при использовании метода таргет-костинг, нами предложено отражение данных операций на счетах бухгалтерского учёта следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Отражение системы таргет-костинг при реализации продукции на счетах бухгалтерского учёта

Наименование отражаемой операции

Д-т

К-т

Сумма, ден.ед.

Расчёт

Отражение предполагаемого дохода от продаж, рассчитанного по целевой цене

62

90

650 000

65 ден.ед.* 10000 шт.

Отражение дохода от продаж, рассчитанного по фактической цене  методом красного сторно

62

90

680 000

68 тыс. ден.ед.* 10000 шт.

Учтена целевая себестоимость реализованной продукции

90

43

417 000

41,7 тыс. ден.ед.* 10000 шт.

Учтена фактическая себестоимость реализованной продукции методом красного сторно

90

43

530 000

53 тыс. ден.ед.* 10000 шт.

Учтён НДС от целевой выручки

90

68

108 300

65 тыс. ден.ед. * 20 / (100+20)

Учтён НДС от от фактической выручки методом красного сторно

90

68

113 300

68 тыс. ден.ед. * 20 / (100+20)

Определена дополнительная прибыль

90

99

88 000

Размер прибыли при достижении целевого уровня

 

Источник: собственная разработка.

 

Чтобы калькуляционная система таргет-костинг успешно использовалась на предприятии необходимо выполнять ряд условий. Во-первых должно соблюдаться постоянство его применения. Для того, чтобы целевая себестоимость не просто была определена, но и достигнута, необходимо постоянно уточнять целевую себестоимость и стремиться снизить затраты предприятия до определённой величины. Во-вторых очень важна тесная взаимосвязь с различными отраслями и подразделениями предприятия таких как маркетинговыми отделами, исследовательскими и производственными подразделения.

В Беларуси эта концепция до сих пор не получила широкого распространения, потому что, на наш взгляд, она:

  1. Коренным образом отличается от принятого нормативного бухгалтерского учета;
  2. Ставит под вопрос о формирования себестоимости в разных отраслях;
  3.  Не учитывает в должной мере различные технические и производственные

возможности каждой фирмы в каждой конкретной сфере;

  1. Оотсутствует объективность в условиях инфляции и/или экономического кризиса.

Учитывая мировую практику, при использование данного метода можно выделить как преимущества, так и недостатки (табл. 2).

Таблица 2

Достоинства и недостатки при реализации таргет-костинг

Достоинства

Недостатки

1. бизнес-процессы предприятия координируется и контролируется в соответствии с важным стратегическим ориентиром – целевой себестоимостью;

2. использование таргет-костинг в процессе бюджетирования, мониторинга, контроллинга, ценообразования;

3.  поддерживает стратегию снижения затрат на стадии планирования и проектирования продукта, являясь стратегическим инструментом управления;

4. таргет-костинг мотивирует на рынок, указывая на допустимую с точки зрения рынка себестоимость, которая должна быть осознана, если компания хочет оказаться прибыльной в условиях конкуренции;

5. таргет-костинг ориентирован на влияние внешних факторов, а не внутренних;

6.  таргет-костинг ориентирован на потребителя, а не производителя.

1. требует серьёзных инвестиций для снижения себестоимости до заданного предела;

2. высокие требования к надёжности плановых показателей цены и объёма;

3. время разработки нового продукта может увеличиваться в связи с  многочисленными изменениями в процессе перепроектирования;

4. неумелое применение может негативно сказываться на персонале, находящихся под постоянным прессингом своих руководителей, стремящихся во что бы то ни стало достичь целевой себестоимости;

 

 

Источник: собственная разработка.

 

Перечисленные преимущества данной системы дают понять ценность данной системы и продумать о возможности постепенного внедрения этой концепции в отечественную практику учёта. Таргет-костинг, является действенным способом в инструментарии современного бухгалтерского учёта, который способен оказать существенное влияние на эффективное развитие производства.

 

Список использованных источников

1. Implementing Target Costing // Statements on Management Accounting, published by Institute of Management Accountants, 1994, - 27 p.

2. Славников Д.А., Таргет-костинг – статистический инструмент в системе управления затратами предприятия  - М.: ЮНИТИ, 2008. – 290с.

3. Пузыня Т.А. Таргет-костинг и кайзен-костинг – инновационные концепции отечественного бухгалтерского учета / Т.А. Пузыня // Современные научные исследования и инновации, №7, 2012  [Электронный ресурс] -  Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/07/15988 (дата обращения: 31.07.2014).

Категорія: Секція_2_2014_11_25 | Додав: clubsophus (2014-11-23)
Переглядів: 1365 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція_1_2014_11_25
Секція_2_2014_11_25
Секція_3_2014_11_25
Секція_4_2014_11_25
Секція_5_2014_11_25
Секція_6_2014_11_25
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0