Архів / Archive

Головна » Статті » 2014_11_25_Lviv » Секція_3_2014_11_25

МИРОВЫЕ ТРЕНДЫ ФИНАНСОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРАРНОГО СЕКТОРА

УДК 338.242.4:338.436.33

Петруха Сергей

заместитель директора Института последипломного образования

ГУНУ «Академия финансового управления»

Министерства финансов Украины

г. Киев

 

МИРОВЫЕ ТРЕНДЫ ФИНАНСОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРАРНОГО СЕКТОРА

 

Аннотация

В статье последовательно исследуется принципы финансовой государственной поддержки аграрного сектора экономики развитых стран, а также представленные возможные механизмы их имплементации в национальное законодательное поле и реалии агрохозяйствования.

Ключевые слова: сельское хозяйство, аграрный сектор, финансирование, кредитование, страхование, государственные программы.

 

В современных экономических условиях залогом устойчивого развития сельскохозяйственного товаропроизводителя (СХТ) является его оптимальное финансовое обеспечение, под которым понимаем обеспечение основными и оборотными активами, собственными и заемными финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения количественных индикаторов краткосрочных производственных планов, а также обеспечение бесперебойности бизнес-процессов, связанных с реализацией сельскохозяйственной продукции (СХП).

На ряду с этим большое влияние на финансовое обеспечение СХТ оказывают природные, экономические и организационно-технологические особенности сельского хозяйства (с/х). Можно выделить следующие, наиболее специфичные черты финансов с/х: разнообразие форм хозяйствования, представленных в виде: крестьянских, фермерских и подсобных хозяйств, кооперативов, арендных коллективов, коллективных хозяйств, государственных предприятий и организаций, что накладывает связанные с ними особенности организации их финансов; активное участие государства в распределении и перераспределении денежных доходов в с/х; государственное финансовое регулирование с/х с усилением роли регионального финансирования; сезонное и универсальное кредитование с/х в рамках государственной финансовой поддержки; обязательное государственное страхование с/х на случай страховых рисков гибели или потерь урожая и сельскохозяйственных животных.

В силу специфики с/х, лучшие мировые механизмы хозяйствования не могут быть имплементированы с той же полнотой и эффективностью в данном секторе экономики, в отличие от других отраслей национальной экономики так как с/х, медленнее чем другие отрасли ее реального сектора, приспосабливается к быстро изменяющимся экономическим и технологическим условиям. Относительно незначительным остается размер выделяемых государственных ресурсов на фоне темпов интуитивного развития агросектора в сторону рынков стран-членов ЕС, правил ВТО и естественной ограниченностью государственных финансов. По этому, в Украине необходимо создание альтернативных финансовых схем и новых форм государственно-частного партнерства так как это в свое время сделали экономически развитые страны.

Для обеспечения продовольственной безопасности государства в развитых странах реализуются следующие государственные программы: страхование урожая, резервирование средств для стабилизации доходов фермеров, защита доходов фермеров при нестабильности на рынках сбыта и неблагоприятных погодных условиях; беспроцентные авансовые кредиты для проведения весенне-полевых работ, осенние беспроцентные кредиты, позволяющие фермерам отсрочить сбыт сезонной продукции, информационно-консультационное обслуживание фермерских хозяйств, программы посреднических услуг по реструктуризации задолженностей фермеров, поддержка маркетинга СХП, снижение налогов при вынужденной продаже племенного скота в зонах, пострадавших от засухи.

Согласно методике, разработанной ОЭСР, ежегодно определяется эквивалент субсидирования производителей для каждого СХП. Он рассчитывается путем деления прямых и косвенных субсидий на производство данного вида продукции на ее объем. Самый высокий эквивалент в Японии – 71 % и ЕС – 43 %, эквивалентов субсидий потребителей – в Японии – 46 %, Польше – 28 % [1].

Ценовое регулирование. В странах ЕС преобладают косвенные субсидии – более 90 %. В структуре государственных субсидий наибольший удельный вес занимают средства на поддержку цен: в ЕС они составили 91 % суммы бюджетного финансирования с/х, США – 48 %, Канаде – 53 % [2]. Способы государственной поддержки фермерских цен, применяемые в зарубежных странах, примерно одинаковы и сводятся к установлению уровня индикативной цены, которую государство гарантирует за счет бюджетных средств.

Вследствие этого ценовые механизмы в сфере агропромышленного производства включают введение в действие целевых, гарантированных, пороговых и других цен. Необходимость применения в Украине регулируемой системы цен вызвана резким падением платежеспособного спроса населения, относительной убыточностью с/х, что во многом явилось следствием осуществления политики либерализации цен.

Кредитование. В США кредитная база в совокупных затратах с/х доходит до 70 %, Англия и Германии – до 50 %. В практике банков, ассоциаций и др. кредитных органов стран используются следующие основные процентные ставки за кредитные ресурсы: фиксируемая, регулируемая, переменная с фиксированным сроком. Средняя процентная ставка за пользование СХТ кредитными ресурсами в США не превышает 5 %, а процентная ставка малоимущим фермерам в рамках программ по улучшению жилищных условий достигает 1 % сроком от 33 до 50 лет. Фермерам, получающим кредит в различных кредитных организациях, выплачиваются компенсационные платежи в размере 4 % кредитных ресурсов. Фермеры на льготных условиях получают ссуды на покупку техники, оборудования, кормов, семян, удобрений, пополнение стада, погашение долгов по движимому имуществу. Государственная поддержка фермерских хозяйств осуществляется также через системы залоговые ставок и целевых цен.

Наряду с этим объемы кредитования в агросекторе Украины на конец июня 2013 г. составили 38,3 млрд. грн., что на 6,5 % больше, чем за аналогичный период 2012 г. при том что процентная ставка по кредитам в национальной валюте в июне составила 14,3 % против 16,6 % в мае 2012 г. и 18,9 % в июне 2012 г., а в иностранной валюте для аграриев в июне была равна 7,9 %, тогда как в мае этот показатель составлял 8,4 % [3].

Страхование. По страхованию урожаев государство заботится о том, чтобы доходы СХТ были стабильны и не зависели от стихийных рисков. Аграрии могут получать компенсацию на уплаченные взносы страховым компаниям в размере от 50 до 100 %. Средний уровень компенсаций в США – 50-60 % от страховых взносов. Государство оплачивает четверть административных расходов, связанных с выдачей страховок аграриям. Бюджетные средства на уплату доли государства в страховом взносе перечисляются непосредственно в страховые компании на основании контрактов, которые они заключили с аграриями. Перечисления утверждаются в агентстве по управлению рисками и осуществляются через федеральную корпорацию по страхованию урожая. Компании собирают полностью страховую премию и переводят в федеральную корпорацию по страхованию урожая ту часть премии, которая определяется в соответствии с подписанным стандартным соглашением между этой компанией и Министерством с/х США. Таким образом, накопление страховых взносов в благоприятные годы происходит и в страховых компаниях, и на федеральном уровне. При возникновении страхового случая выплаты осуществляются в соответствии с теми долями риска, которые оговорены в подписанном стандартном соглашении.

Осуществление государственных программ. При этом создается трехкомпонентная система экономической безопасности для аграриев, которая включает: среднюю залоговую цену и предоставление кредитов под залог урожая; прямые фиксированные платежи, не связанные с уровнем производства, и поддержку СХТ в виде антицикличных платежей. Субсидирование осуществляется по всем основным продуктам растениеводства, включая пшеницу, ячмень, овес, кукурузу, сорго, сою, маслосемена, хлопок и арахис. СХТ весной получают авансы под залог урожая в соответствии с утвержденными залоговыми ценами. Если цена реализации окажется ниже уровня залоговых цен, то положена доплата.

В настоящее время Министерство с/х в США имеет пять основных программ, которые направлены на предоставление продовольственной помощи различным слоям населения, в т.ч.: продовольственные талоны, дополнительное питание для женщин и детей, школьные обеды и завтраки, питание для детских садов и домов для инвалидов. Создано даже специальное подразделение – служба продовольствия и питания. В последние годы на эти программы выделяется 38-40 млрд. долл. США, что составляет около половины всего бюджета министерства. Объем финансирования продовольственной помощи практически в два раза превышает объем прямых государственных субсидий фермерам.

Таким образом, система господдержки агросектора развитых стран базируется на: дотациях, компенсациях и материально-техническом обеспечении; льготном кредитовании СХТ; лизинге сельхозтехники и племенных животных с использованием бюджетных средств; государственных закупках СХП; поддержке страхования урожая сельскохозяйственных культур; льготах по налогам; реструктуризации задолженности СХТ перед бюджетом; финансировании инвестиционной деятельности; поддержке аграрной науки. При этом в европейских странах (Франция, Германия, Голландия, Дания) меры государственного воздействия делятся на две группы: прямое воздействие государства на развитие с/х, включающее принятие директивных, административных и плановых мер по регулированию данной отрасли; косвенное воздействие – ценовые, кредитно-финансовые, налоговые и инвестиционные механизмы.

 

Список использованных источников

1. Скорик М.О. Державна підтримка сільського господарства на постіндустріальному етапі розвитку: досвід західних країн. // Проблеми гуманізації навчання та виховання у вищому навчальному закладі освіти. – Ірпінь, 2012. – Ч. 4. – С. 52-59.

2. Коломієць Т.А. Державна підтримка агропродовольчого комплексу як запорука продовольчій безпеці: зарубіжний досвід і Україна. // Реформування податкової системи України відповідно до європейських стандартів. – Ірпінь, 2012. – С. 159-161.

3. Кредитування сільського господарства і сільськогосподарських корпорацій [Электронный ресурс] // Официальный веб-портал Национального банка Украины – Режим доступа: http://www.bank.gov.ua.

Категорія: Секція_3_2014_11_25 | Додав: clubsophus (2014-11-23)
Переглядів: 600 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція_1_2014_11_25
Секція_2_2014_11_25
Секція_3_2014_11_25
Секція_4_2014_11_25
Секція_5_2014_11_25
Секція_6_2014_11_25
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0