Архів / Archive

Головна » Статті » 2014_12_16_Lutsk » Секція_4_2014_12_16

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЧЕТ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

УДК 657.47

Алейникова Юлия

ассистент

Ефремчина Яна

ассистент

Могилевский государственный университет продовольствия

г. Могилев, Республика Беларусь

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЧЕТ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Аннотация

В данной статье рассмотрены вопросы экологического учета, как системы, которая может использоваться для выявления информации о состоянии окружающей среды в натуральных и стоимостных показателях.

Ключевые слова: экологический учет, активы, обязательства, экологическая отчетность, экологические затраты.

 

Экологический учет является важнейшим инструментом реализации концепции устойчивого развития, т. е. такого развития, которое не уничтожает ресурсы, необходимые для жизни и развития будущих поколений на Земле[2].

Учетной информации о природоохранных затратах являются данные бухгалтерского учета, но именно в них менее всего отражаются результаты природоохранной деятельности и затраты на нее. Прежде всего это касается текущих затрат. В подавляющем большинстве случаев эти затраты полностью «растворяются» в себестоимости продукции. Поэтому учет их ведется в основном внесистемно, при помощи выборок из первичных документов, данных оперативного учета, статистических расчетов и экспертных оценок. Форму статотчетности 1-ОС «Отчет о текущих затратах на охрану окружающей среды», где должны отражаться затраты (раздельно по воде, воздуху, земле и т. д.) по содержанию и эксплуатации очистных сооружений, охране поверхности земли от загрязнения отходами по плану и фактически, предприятие не в состоянии обоснованно заполнить, так как основная часть текущих природоохранных затрат не выделяется в обособленные статьи бухгалтерского учета и отчетности.

Обособление в учете природоохранных затрат необходимо также для решения проблемы упорядочения распределения их между отдельными видами изделий или операций. В настоящее время экологические затраты распределяются вместе с теми затратами, в которых они скрыты. Соответственно, в большинстве случаев база распределения не имеет никакой экономически обоснованной связи с этими расходами.

Согласование экономических и экологических аспектов в деятельности отдельных предприятий, а также соответствие их устойчивому развитию регионов вызывает потребность в законодательно установленной системе экологического учета по различным уровням опасности предприятий. Необходимо выделить несколько направлений такого учета. К ним относятся:

  1. потребление природных ресурсов и уровень нормативов такого потребления исходя из состояния окружающей среды региона;
  2. экологически безопасное производство, внедрение малоотходных и ресурсосберегающих технологий, переход к выпуску экологически чистой продукции;
  3. виды и размеры загрязнения окружающей среды в пределах и сверх установленных нормативов;
  4. оценка ущерба, причиняемого природной среде региона; расчёт затрат, направляемых предприятием на возмещение ущерба и воспроизводство окружающей среды; природоохранные мероприятия.

Трудность введения экологического учета на предприятиях состоит в отсутствии методических разработок по этой проблеме, в сложности определения ряда показателей, учитывающих состояние и динамику изменения компонентов природной среды. Однако тяжелое финансовое положение многих предприятий РБ не должно сдерживать введение экологического учета.

Показатели учета экологического фактора выступают в роли важного, полезного инструмента, позволяющего оценивать степень воздействия на природную среду в результате хозяйственной деятельности человека. Однако речь не идет о введении принципиально новой системы статистического учета социально-экономического развития. С точки зрения устойчивого развития в этой системе недостаточно учитывается экологический фактор. В направлении усиления учета экологического фактора эту систему и надо доработать. Все показатели социально-экономического развития страны должны быть сориентированы на обеспечение экологического равновесия.

Но в РБ вся существенная информация о природоохранной деятельности предприятий предоставляется только в органы государственной статистики, которая не подлежит обязательному аудиту и опубликованию и, следовательно, не доходит до широкого круга пользователей финансовых отчетов.

Кроме того, в статистическом отчете отсутствуют данные об экологических обязательствах предприятий, а сообщается лишь о фактически осуществленных капитальных вложениях на мероприятия по охране и рациональному использованию природных ресурсов, а также о текущих расходах на природоохранные мероприятия.

Предприятия предоставляют мало количественной информации на регулярной основе, что не позволяет пользователям определить динамику влияния экологических проблем на финансовое положение и результаты деятельности.

В ходе теоретических исследований связи природоохранных мероприятий с традиционными видами экономической деятельности в предпринимательстве РБ выяснено, что в существующей отечественной системе учета теряются данные об активах сферы природопользования и охраны окружающей среды. В этой связи обоснована необходимость признания и обособления в учете хозяйствующих субъектов экологических активов.

Экологический актив — это ресурсы, обусловленные совокупностью взаимоотношений с окружающей природной средой и природоохранной деятельностью, а также в процессе производства продукции, выполнения работ или оказания услуг и способные приносить в будущем экономические выгоды, а также снижать экологические и финансовые риски. Будущие экономические выгоды, заключенные в экологических активах, могут быть реализованы различными путями: экономией капитальных вложений и текущих затрат, связанных с негативными экологическими последствиями, увеличением конкурентоспособности производимой экологически чистой продукции, оказанием услуг в экологической среде. Наличие у организации экологических активов будет способствовать предотвращению рисков ликвидации организации, потерь уровня капитализации и цены фирмы, снижения физических объемов продаж, падения цены произведенной продукции. В конечном итоге будущая экономическая выгода экологических активов заключается в потенциальном поступлении денежных средств или их эквивалентов, а также уменьшении их оттока.

За последние десять лет усиление влияния жизнедеятельности человека на состояние окружающей среды на местном и глобальном уровнях наглядно продемонстрировало, что экологические издержки процесса развития уже нельзя просто игнорировать, особенно в городских районах, и что для их оценки и регулирования следует использовать особые инструменты .

Кроме того, расширение доступа к информации привело к тому, что данные о состоянии окружающей среды становятся все более востребованы как политиками, так и рядовыми гражданами, а это обусловливает необходимость в более эффективном регулировании экологической деятельности.

Переход к системе экологического учета на всех уровнях государственного управления позволил бы лицам, отвечающим за принятие решений, отчитываться об экологических результатах проводимой политики на основе достоверных данных и постоянно обновляемой информации о состоянии окружающей среды. Это также позволило бы учитывать фактор окружающей среды при принятии официальных решений на всех уровнях государственного управления и сделало бы более ощутимыми экологические последствия проводимой государственной политики.

Создание подобного рода системы позволило бы руководителям и заинтересованным группам лучше выполнять свои обязанности по достижению целей в области устойчивого развития, регулярному мониторингу состояния окружающей среды и надлежащему использованию экологических данных на уровне принятия решений и укрепить вертикальную интеграцию инструментов и стратегий устойчивого развития.

Необходимым разработать положение (стандарт) по бухгалтерскому учету, касающееся обязательств по возмещению экологического ущерба, в котором было бы определено понятие экологического обязательства, описаны случаи его признания, способы оценки и возможности исчисления. Такого рода документ мог бы оказать реальную помощь предприятиям в развитии экологического учета и отчетности, а также способствовал бы формированию традиций в этой области.

Экологическая отчетность — это сравнительно новое явление в контексте организации рационального природопользования и информационной деятельности предприятий. Она быстро превращается для организаций в один из главных каналов для изложения своих принципиальных позиций, целей, практики и достижений в области рационального природопользования.

 

Список использованных источников

1. Гордонов, М.Ю. Совершенствование статистики национального богатства / М. Ю. Гордонов // Вопр. статистики. 2000. № 10.

2. Иванов, Ю.Н. Некоторые проблемы ретроспективного исчисления ВВП России / Ю.Н. Иванов, А.Р. Алексеев // Вопр. статистики. 2000. № 5.

3. Нестеров, Л. И. Методологические проблемы совершенствования статистики национального богатства / Л. И. Нестеров, Г. Т. Аширова // Вопр. статистики. 2001. № 10.

Категорія: Секція_4_2014_12_16 | Додав: clubsophus (2014-12-15)
Переглядів: 658 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція_1_2014_12_16
Секція_2_2014_12_16
Секція_3_2014_12_16
Секція_4_2014_12_16
Секція_5_2014_12_16
Секція_6_2014_12_16
Секція_7_2014_12_16
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0