Радашкевич Алина
студентка
Полоцкий государственный университет
г. Новополоцк, Республика Беларусь
КОНЦЕССИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Одним из основных направлений развития экономики и общественной жизни на современном этапе является реформирование государственной собственности с целью ее более органичного включения в систему рыночных отношений. Успешное решение этой проблемы зависит не только от реализации программ приватизации, но и от использования других механизмов и форм, не предполагающих передачу частным компаниям прав собственности в полном объеме. Действенным способом функционирования государственной собственности служит развитие отношений государственно-частного партнерства: совместных предприятий, контрактной системы, соглашений о разделе продукции. Важнейшей формой хозяйственного партнерства являются концессии.
Ранее объекты концессии находили себя преимущественно в недропользовании, но теперь в концессию стали передаваться иные объекты государственной собственности.
Наряду с другими инфраструктурными отраслями, транспорт обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических и внешнеполитических целей.
В едином транспортном комплексе значимость автомобильных дорог для социального и экономического развития страны очень высока: 83% всех грузовых и 93% пассажирских перевозок осуществляется автомобильным транспортом. В настоящее время Республика Беларусь обладает хорошо развитой дорожной сетью.
В Республике Беларусь проводится целенаправленная работа по развитию проходящих по ее территории трансъевропейских транспортных коридоров. В дорожной отрасли реализуется государственная программа «Дороги Беларуси» на 2006-2015 годы.
Деятельность по договорам концессии является новым направлением развития инновационной экономики Республики Беларусь, что обуславливает отдельные методологические проблемы ее бухгалтерского учета. Важным вопросом является порядок отражения в балансе объектов концессии, которые могут использоваться на праве собственности, постоянного и временного пользования.
На наш взгляд, исследуя проблему отражения в балансе организации объектов концессии следует принять во внимание динамическую концепцию и отражать объекты концессии в балансе концессионера. В противном случае возникает парадоксальная ситуация, когда хозяйствующий субъект несет все риски за имущество, не числящееся у него на балансе, то есть происходит занижение действительной величины производственного потенциала концессионера, а, следовательно, искажение показателей эффективности его использования: фондоотдачи (отношение стоимости товарной продукции к среднегодовой стоимости основных средств), фондоемкости (обратный показатель фондоотдачи), рентабельности (отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных средств) и др.
Отражение в балансе концессионера объектов концессии позволит:
1) достоверно формировать информацию о производственном потенциале организаций, занимающихся концессионной деятельностью;
2) соблюсти требование принципа экономического содержания над юридической формой;
3) достоверно формировать показатели анализа концессионной деятельности.
На основании изложенного предлагаем учитывать объекты концессии на праве аренды, постоянного, временного пользования на отдельном счёте 01 «Основные средства» и отдельном субсчете 01/10/2 «Объекты концессии, не принадлежащие на праве собственности» к счету 01/10 «Объекты концессии».
|