Архів / Archive

Головна » Статті » 2015_03_27_Lutsk » Секція_3_2015_03_27

ВЛИЯНИЕ ФОРМАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ НА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Заец Наталья

главный специалист

Департамент государственных закупок

и государственного резерва

Министерства экономического

развития и торговли Украины

г. Киев

 

ВЛИЯНИЕ ФОРМАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ НА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

 

За последние несколько лет актуальность контроля в сфере государственных закупок неоспоримо растет. Это направление все больше приобретает весомость, учитывая резкое ухудшение экономических показателей в Украине. При этом контроль над государственными закупками имеет несколько направлений – это и государственный контроль, и общественный, и внутренний контроль, который осуществляется непосредственно самим государственным заказчиком. Задачи последнего наиболее близки к предупреждению нарушений еще в процессе проведения процедур государственных закупок. Однако именно на этом этапе чаще всего и происходят действия, ведущие в дальнейшем к излишним тратам государственной казны или потерям финансовых средств, поскольку в процессе  рассмотрения предложений участников торгов и их оценке заказчики вынуждены ориентироваться на непосредственные требования закона, а не экономическую выгоду.

Многие отечественные и зарубежные ученые, такие как И. Дрозд, Д. Красников, О. Шатковский, С. Яременко, А. Храмкин, О. Воробева, Е. Дмитренко, М. Билуха, О. Василык, І. Стефанюк, В. Бурцев рассматривают нарушения в государственных закупках и анализируют их влияние на траты государственных средств, отталкиваясь от норм закона. При этом в сфере государственных закупок существуют определенные ситуации, при которых денежные потери возникают именно из за соблюдения требований законодательства и, в первую очередь, это связано с отсутствием распределения влияния нарушений на результат процедуры закупки.

Учитывая изложенное, мы рассмотрим ситуации, возникающие при проведении процедур закупок, в случае которых, для экономии государственных денег, государственному заказчику выгоднее нарушить закон. Это ситуации, когда формальные нарушения играют роль в формировании ценовой политики по результатам торгов и когда их учет при оценке участников таких торгов приводит к большему негативу, нежели их игнорирование.

В Законе Украины “Об осуществлении государственных закупок” [1] установлены императивные нормы в отношении требований к участникам торгов, нарушение которых ведет к отклонению этих участников от участия в процедурах государственных закупок. По сути, основным требованием закона есть абсолютное соответствие предложений участников торгов требованиям государственного заказчика, изложенным в документации конкурсных торгов. Этот документ содержит в себе информацию о технических и квалификационных требованиях к участникам торгов [2, с. 142]. Но кроме этого, он включает в себя инструкции по оформлению предложений участников. Исходя из императивности норм закона, даже если предложение участника торгов будет не соответствовать в части оформления конверта, в котором оно подается или, например, на одной из страниц будет отсутствовать печать заверения, как это требуется при оформлении, заказчик будет вынужден отклонить такого участника торгов [3]. В этой ситуации нормы закона соблюдены, но как быть с тем, если этот участник предлагал самую низкую цену? Отклоняя его по столь незначительным нарушениям, государственный заказчик снимает с себя ответственность в части несоблюдения закона. При этом он не несет никакой ответственности за излишние траты государственных денег, к которым приведет акцептирование более прилежного, но дорогого участника торгов.

Та же ситуация и при установлении других незначительных требований в документации конкурсных торгов. Рассмотрим на примере реальной ситуации.  Государственное предприятие “Госгидрография” при закупке буйков, для упрощения оценки предложений участников, прописало требованием документации конкурсных торгов подавать цену предложения в цифрах, округляя после запятой до сотых. При этом один из участников подал свое предложение, без какого либо округления, указав цену целым числом [4]. Таким образом, он нарушил требование документации конкурсных торгов, но является ли такое формальное нарушение основанием для отклонения его предложения? Учитывая, что закон не распределяет нарушения по формальным и весомым признакам, по факту заказчик обязан его отклонить. При этом если учитывать, что цена этого участника была самой низкой из предложенных, в очередной раз, мы доказываем, что безукоризненное соблюдение закона, в отдельных ситуациях, приводит к отсутствию экономии государственных средств.

Исходя из вышеизложенного, государственный заказчик, проверяя и оценивая предложения участников государственных торгов, ограничен в возможности анализа эффективности такой оценки. То есть, даже если он видит, что нарушения участника торгов формальное и не несет никакой нагрузки на качество осуществления последующих поставок, перед ним становится малоприятный выбор – или допустить такого участника и тем самым самому нарушить требования закона, или отклонить этого участника и этим повлечь излишние траты государственных денег.

Описанная ситуация возникает в связи с отсутствием разделения в законе понятия формальных нарушений, которые не приводят к влиянию на конкуренцию в торгах или на качество выполнения государственных контрактов, подписанных за результатами таких торгов, и весомых нарушений, результат которых всегда выливается в потерю государственных  средств.

Таким образом, исследовав проблему влияния формальных нарушений на оценку участников государственных торгов, мы видим необходимость в изменении законодательства в сфере государственных закупок путем жесткого выделения нарушений, при наличии которых заказчики будут обязаны отклонять участников торгов. Это должен быть четкий и аргументированный перечень. В иных обстоятельствах нарушения могут быть определены как формальные, что позволит их исправлять в процессе торгов. В результате этих изменений, заказчики будут ограничены в возможности, лоббируя свои интересы, отклонять участников по формальным признакам. А также появится возможность рассматривать формальные нарушения участников торгов с точки зрения экономической выгоды их участия.

 

Список использованных источников

  1. Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 №1197-VIІ: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1197-18.
  2. Государственные и муниципальные закупки: проблемы применения гражданско-правовых санкций: монография / А. В. Демкина; [науч. ред. Л. Ю. Михеева].  –  М.: Норма: ИНФА-М, 2012. – 288 с.
  3. Рабочие материалы Министерства экономического развития и торговли Украины при формировании вывода Уполномоченного органа при осуществлении мониторинга государственных закупок от 03.07.2014
    № 3304-05/22296-07// Текущий архив Министерства экономического развития и торговли Украины.
  4. Рабочие материалы Министерства экономического развития и торговли Украины при формировании вывода Уполномоченного органа при осуществлении мониторинга государственных закупок от 08.07.2014
    № 3304-05/22934-07// Текущий архив Министерства экономического развития и торговли Украины.
Категорія: Секція_3_2015_03_27 | Додав: clubsophus (2015-03-26)
Переглядів: 336 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція_1_2015_03_27
Секція_2_2015_03_27
Секція_3_2015_03_27
Секція_4_2015_03_27
Секція_5_2015_03_27
Секція_6_2015_03_27
Секція_7_2015_03_27
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 624
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0