Архів / Archive

Головна » Статті » 2015_03_27_Lutsk » Секція_3_2015_03_27

ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

Александрович Татьяна

студентка

Могилевский государственный университет продовольствия

г. Могилев, Республика Беларусь

 

ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

 

Конечным этапом производственного процесса является выпуск готовой продукции, в результате которого ее стоимость переходит из сферы производства в сферу обращения.

Сущность и экономическое содержание понятия «готовая продукция» нашли отражение в трудах многих ученых-экономистов таких, как  Стражева Н.С. и Стражев А.В., Палицын В.А., Левкович О.А. и Тарасевич И.Н., Пономаренко П.Г, Сушко Т.И., Куликова Л.И. [1-6].

Стражева Н.С. и Стражев А.В. дают следующее определение данного понятия: «Готовой продукцией является такая продукция, которая полностью прошла все стадии обработки и укомплектовки, соответствует ГОСТам (техническим условиям), сдана на склад готовой продукции и снабжена сертификатом качества» [2].

Палицын В.А. считает, что «готовая продукция – это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам и утвержденным техническим условиям, принятые отделом технического контроля и сданные на склад или заказчикам и снабженные сертификатом или другим документом, удостоверяющим качество» [3].

По мнению Левкович О.А. и Тарасевич И.Н., «готовая продукция – это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые заказчиком или на склад и снабженные сертификатом или другим документом, удостоверяющим их качество» [4].

Пономаренко П.Г. термин «готовая продукция» определяет следующим образом: «Готовая продукция – изделия, которые прошли все стадии технологической обработки, соответствующие стандартам и техническим условиям, приняты отделом технического контроля, укомплектованы и сданы на склад организации или заказчику» [1].

По мнению Сушко Т.И., «готовая продукция» − изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой либо укомплектованные, соответствующие действующим стандартам или техническим условиям, принятые на склад или заказчиком и снабженные сертификатом качества и сертификатом страны происхождения» [5].

Куликова Л.И. считает, что «готовая продукция является частью материально-производственных запасов. Она представляет собой конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством» [6].

Анализируя многообразие высказанных мнений, можно сделать вывод, что все авторы сходятся к следующему: «к готовой продукции относятся изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой и укомплектованные, т.е. полученные в результате производственного процесса». Вместе с тем не одно из определений не содержит требований относительно способности данного вида оборотных активов приносить экономическую выгоду, хотя этот момент является основополагающим.

По мнению Романенок Т.Н., невыполнение названного критерия приводит к тому, что данный товароматериальный запас должен быть признан в качестве убытков организации, поскольку затраты, понесенные на его создание, компенсированы не будут [7].

Одновременно с этим в  международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) не приводится отдельного определения готовой продукции, она входит в сферу деятельности МСФО 2 (IAS 2) «Запасы» и причисляется к активам, предназначенным для продажи [8].

Все изложенное позволяет сформулировать следующее определение понятия «готовая продукция»: Готовая продукция – это созданные в ходе производственной деятельности организации активы, предназначенные для продажи, полностью удовлетворяющие потребностям заказчиков и требованиям по качеству, а также обеспечивающие получение будущих экономических выгод после их реализации.

В процессе реализации возмещаются в денежной (или иной) форме средства, затраченные на производство, и сбыт готовой продукции. Поэтому важно правильно оценить готовую продукцию.

В оперативном учете, как и на аналитическом уровне бухгалтерского учета, использование фактической себестоимости для оценки готовой продукции практически невозможно, поэтому довольно широко применяются учетные цены: отпускные цены; отпускные цены без НДС; плановые цены; нормативная (плановая) себестоимость; себестоимость предыдущего периода и другие виды учетных цен.

В настоящее время большинство отечественных и зарубежных авторов пришли к выводу о том, что наиболее целесообразным является использование в качестве учетных – отпускных цен организации-производителя без налогов и платежей из выручки. Это обеспечивает возможность:

- сформировать всю необходимую информацию об объемах произведенной и отгруженной хрзяйствующим субъектам за отчетный период продукции для бухгалтерской и статистической отчетности, что обеспечивает снижение трудоемкости учетно-аналитических работ и дает возможность избежать дублирования данных;

- создания информационной базы для осуществления оперативного контроля выполнения планов производства и договоров на поставку продукции позволяющего существенно повысить эффективность управления производственно-сбытовой деятельностью организации;

- группировки информации о финансовых результатах, ожидаемых от реализации продукции на всех этапах ее движения в составе средств организации и ее потребительской стоимости в сложившихся на данный момент ценах, которая является универсальной и постоянно актуализируемой.

Повышение реальности оценки показателей произведенной продукции при использовании отпускных цен связано с тем, что посредством применения данного вида оценки пользователи отчетности будут получать более полную информацию, характеризующую стоимость данного актива и приносимые им экономические выгоды.

 

Список использованных источников

1. Бухгалтерский учет: учебник / П.Г. Пономаренко [и др.]; под общей редакцией П.Г. Пономаренко. – Минск: Выш. шк., 2013. – 543 с.

2. Стражева Н.С. Бухгалтерский учет: учеб.-метод. пособ. / Н.С. Стражева, А.В. Стражев. –  Минск: Современная школа, 2010. – 672 с.

3. Палицын В.А. Бухгалтерский учет, анализ, аудит: учеб. пособие / В.А. Палицын. – Минск: Выш. шк., 2010. – 510 с.

4. Левкович О.А. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / О.А. Левкович, И.Н. Тарасевич. – 8-е изд., перераб. и. доп. – Минск: Амалфея, 2012. – 648 с.

5. Сушко Т.И. Бухгалтерский учет в промышленности: учеб. пособие / Т.И. Сушко. – Минск: Вышэйшая школа, 2013. – 527 с.: ил.

6. Куликова Л.И. Финансовый учет: Учеб. пособие / Л.И. Куликова. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2012. – 800 с.

7. Романенок Т.Н. Готовая продукция как объект бухгалтерского учета [Текст] / Т.Н. Романенок // Веснік БДЭУ. – 2011. − № 1. – С. 78-84.

8. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 2 «Запасы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/70107981/ − Дата доступа: 15.03.2015.

Категорія: Секція_3_2015_03_27 | Додав: clubsophus (2015-03-26)
Переглядів: 1174 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція_1_2015_03_27
Секція_2_2015_03_27
Секція_3_2015_03_27
Секція_4_2015_03_27
Секція_5_2015_03_27
Секція_6_2015_03_27
Секція_7_2015_03_27
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0