Султанова Карина
м.э.н., ассистент
Полесский государственный университет
г. Пинск, Республика Беларусь
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ИНТЕГРАЦИИ ПРОЦЕССОВ ПЛАНИРОВАНИЯ, УЧЕТА, КОНТРОЛЯ И АНАЛИЗА ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ
Проводимые и набирающие все большие обороты экономические, социальные и политические реформы в Республике Беларусь, усиление влияния конкуренции, повышение экономической и юридической самостоятельности субъектов хозяйствования, совершенствование методов рыночного управления, внедрение современных информационных технологий, проводимые процессы унификации отечественных стандартов бухгалтерского учета и отчетности с международными стандартами, активизация малого и среднего бизнеса требуют по-новому взглянуть на проблему оперативного управления денежными потоками.
Существующая в настоящее время информационная база управления денежными потоками в Республике Беларусь не отвечает современным требованиям по следующим параметрам:
1) недостаточная оперативность предоставления данных в необходимом аналитическом разрезе в результате запаздывания информации, генерируемой системой учета, по причине отсутствия на счетах учета денежных средств необходимого для управления аналитического учета;
2) информационный вакуум на всех уровнях управления в связи с ориентацией бухгалтерского учета в большей степени на внешних, а не на внутренних пользователей;
3) дублирование информационных потоков, обусловленное децентрализацией информационной системы;
4) несопоставимость учетных и плановых данных.
Только в том случае, если система бухгалтерского учета дает точную информацию, руководители организации в состоянии сравнивать намеченные цели с полученными результатами производственной деятельности, а ”ненадежная система учета не позволяет сравнивать бюджетные наметки с действительными результатами“. [1, с. 578]
В данном высказывании показана одна из причин невозможности принятия грамотных управленческих решений - несопоставимость учетных и плановых данных в виду их несогласованности.
Подчеркивая важность учета при принятии различных управленческих решений, надо понимать, что его эффективность и значимость определяется через призму удовлетворения потребностей в информации различных уровней управления по различным объектам. Речь идет о структурной интеграции вокруг конечных целей, которая осуществляется по двум направлениям: по горизонтали - между функциями управления, по вертикали - между уровнями управления.
Способ реализации данной интеграции возможен при создании единого информационного базиса управления денежными потоками путем объединения информационных потоков бухгалтерского учета и планирования в системе бюджетирования. При этом совершенствование управления заключается в уменьшении величины шага управления за счет сокращения времени получения данных, в совершенствовании функций управления за счет сокращения времени реакции управляющих воздействий, перераспределении управленческих обязанностей и в выполнении согласованных действий, направленных на эффективное достижение целей.
В зарубежной практике широко рассматривается вариант интегрированного бюджетирования денежных потоков, который основан на дополнении действующего плана счетов бухгалтерского учета управленческими транзитными счетами-экранами 53 ”Денежные поступления“ и 54 ”Денежные выплаты“, на которых фактическое поступление и выбытие денежных средств будет отображаться с выделением таких объектов аналитического учета, как ”подразделение“, ”вид деятельности“, ”вид движения денежных средств“. При этом важно понимать, что речь идет о создании единого плана счетов бухгалтерского финансового и управленческого учета, а разведение этих двух видов учета осуществляется через использование программных средств и аналитику. Основным достоинством данного варианта организации бюджетирования является его простота, так как в его основе лежит уже существующая и функционирующая система.
Использование интегрированного бюджетирования требует решения вопроса об учете отклонений в единой информационной системе бухгалтерского учета и планирования, который оказывает влияние как на организационно-технические, так и на методические аспекты интеграции. [2, с.108]
Бюджетирование и управленческий учет - неразрывно связанные процессы корпоративного управления. Поэтому, когда ставится задача автоматизации этих процессов, естественной потребностью является интегрированная система, обеспечивающая их поддержку. В качестве такого решения обычно рассматриваются так называемые КИС - корпоративные информационные системы, претендующие на обеспечение всего цикла корпоративного управления, включая планирование, учет, контроль, анализ. Вместе с тем, компании, внедрившие такие системы, часто ищут программные продукты, которые могли бы в полной мере удовлетворить их потребности в поддержке бюджетного управления.
Внедрение системы бюджетирования позволяет предприятию составлять реальные прогнозы финансово-хозяйственной деятельности, вовремя обнаруживать наиболее узкие места в управлении предприятием, используя инструменты многовариантного анализа, быстро подсчитать экономические последствия при возможных отклонениях от намеченного плана при помощи финансовых моделей и принять эффективное управленческое решение, скоординировать работу структурных подразделений и служб на достижение поставленной цели, повысить управляемость компании за счет оперативного отслеживания отклонений факта от плана и своевременного принятия решений.
Ожидаемыми результатами после внедрения бюджетирования становятся внедрение процедур регулярного финансового планирования и контроля над исполнением бюджета, обучение специалистов финансовых служб методикам финансового планирования и анализа, составление годового бюджета предприятия, улучшение управляемости компании за счет наделения полномочиями, установления ответственности менеджеров компании и совершенствования организационной структуры, а также оптимизация финансовых показателей работы компании за счет совершенствования системы финансового планирования и контроля. [3, с.16]
По моему мнению, для повышения информационной ценности бюджета денежных средств при его построении целесообразно учитывать виды деятельности организации, ее организационную структуру и виды продукции. Особое внимание следует уделять качеству бюджетирования. Причинами, снижающими качество бюджетирования, являются отсутствие точно определенной стратегии, четкой связи между стратегией и текущими планами, отсутствие индивидуальной ответственности за полученные результаты и критериев качества работы.
Внедрение и принятие бюджета денежных средств может стать основой и критерием оценки деятельности руководителей структурных подразделений и организации в целом.
Список использованных источников
- Курс для высшего управленческого персонала / пер. с англ., под ред. В. И. Терещенко. - М.: Экономика, 1970. - 807 с.
- Ермакова, Н. А. Бюджетирование в системе управленческого учета / Н. А. Ермакова. - М: Экономистъ, 2004. - 187 с.
- Ветрова, Л.Н. Бюджетирование – фундамент стратегии развития организации / Л.Н. Ветрова // Все для бухгалтера. - 2008. - № 5. – С. 15-19.
|