Архів / Archive

Головна » Статті » 2015_03_27_Lutsk » Секція_4_2015_03_27

К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА ЭТАПЕ ПЛАНИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Шешукова Татьяна

д.э.н., профессор, заведующий кафедрой

Береснева Александра

ассистент

Пермский государственный национальный

исследовательский университет

г.Пермь, Россия

 

К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА ЭТАПЕ ПЛАНИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Аудиторская проверка предприятия представляет собой комплекс контрольных мероприятий, которые должны отвечать определенному набору требований и состоять из определенных этапов. Строго установленных перечней требований и этапов нет, хотя они определяются Международными стандартами аудита (МСА) и российскими правилами (стандартами) аудита. [2, с.116]

Как правило, на практике, аудиторскую проверку делят на следующие этапы:

  1. Планирование.
  2. Этап проверки по существу (сбор аудиторских доказательств).
  3. Завершающий.

Планирование является начальным этапом аудиторской проверки. Порядок планирования аудита определяется как Международным стандартом аудита МСА 300, так и российским правилом (стандартом) аудиторской деятельности №3. Стоит отметить, что в обоих нормативных документах указано, что аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно [1,6].

Планирование аудита заключается в определении его стратегии и тактики, выборе процедур и методов, позволяющих наиболее эффективно достичь поставленной цели – подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности. [3, с.99].

При выборе вида аналитических процедур на этапе планирования, аудитору следует учитывать такие факторы: наличие и доступность информации, сроки аудита, профессиональная компетентность аудитора, целесообразность и эффективность выполнения процедур [5, с.33].

В результате исследования теоретических основ и практического опыта, на этапе планирование предлагается использование следующих аналитических процедур: оценка платежеспособности предприятия,горизонтальный и вертикальный анализ показателей бухгалтерской отчетности,проверка взаимосвязей показателей бухгалтерской отчетности, выявление «зон риска», определение существенности, оценка аудиторского риска, составление плана и программы проверки, анализ нефинансовой информации [5, с.39].

При выполнении аналитических процедур аудитор может использовать различные методы: простое сравнение, балансовый метод, средних величин, эвристические методы, методы математической статистики и т.д. Считается, что применение статистических методов (группировка, индексы, корреляция, экстраполяция, регрессия) к аналитическим процедурам помогает лучше интерпретировать результаты, позволяют повысить качество поверки. Стимулом к применению более сложных методов, чем простое сравнение, может послужить обострение конкуренции на рынке аудиторских услуг.

Процедура «Оценка платежеспособности потенциального клиента» носит рекомендательный характер и осуществляется для определения на этапе планирования возможности предприятия оплатить свои обязательства. Для оценки платежеспособности предприятия, аудитору необходимо получить информацию по следующим финансовым показателям: величина внеоборотных активов (на начало, на конец отчетного периода); величина оборотных активов начало, на конец отчетного периода); величина капитала и резервов (начало, на конец отчетного периода) и величина краткосрочных обязательств (начало, на конец отчетного периода). Анализ осуществляется на основе следующих показателей:

- коэффициент текущей ликвидности;

- коэффициент обеспеченности собственными средствами.

Рабочий документ аудитора «Оценка платежеспособности потенциального клиента» удобнее заполнять в Excel. Полагаем, что таблица должна содержать графы: номер, показатель, значения на начало отчетного периода, значение на конец отчетного периода, отклонения. Полученные значение коэффициентов корректнее сравнивать с критериальными значениями, присущими соответствующей отрасли, поэтому в последнюю графу предлагается указывать критериальные значения коэффициентов [4, с.54].

После оценки платежеспособности, на наш взгляд, целесообразно оценить «зоны риска» предприятия.

Определение «зоны риска» перед началом составления плана и программы аудита поможет аудитору сформировать более точное видение проверки.

«Зоны риска», или значимые участки учета, в которых наиболее вероятно наличие искажений, аудитор может определить на основе профессионального суждения или применить количественный анализ, основанный на статистических методах. Предлагаем использовать методы корреляционного анализа для выявления «зон риска» аудируемого предприятия, для чего последовательно выполнить следующие действия:

  1. Определить результирующий показатель (Y-прибыль до налогообложения).
  2. Произвести отбор факторов для модели (Х1- основные средства, Х2 –нематериальные активы, Х3-финансовые вложения…и т.д.)
  3. Отразить в рабочем документе аудитора - «Выявление зон риска» - данные оборотно-сальдовой ведомости за каждый месяц отчетного периода. Предлагается следующая структура документа: первая – итоговый лист, в котором рассчитываются коэффициенты корреляции, двенадцать последующих – помесячные данные оборотно-сальдовой ведомости.
  4. На первом листе создать табл.1 - «Исходные данные за отчетный год», в которой благодаря математической функции Excel: СУММЕСЛИ, сформируется значение по каждому показателю на каждый месяц.
  5. Произвести проверку на однородность результирующего и факторных показателей. Для этого следует сформировать табл.2, в которой по каждому показателю определить:

- среднеарифметическое значение (СРЗНАЧ),

-среднеквадратическое значение (КОРЕНЬ(КВАДРОТКЛ(…)/12),

- вариацию (среднеквадратическое отклонение/среднеарифметическое).

В заключение сформулировать вывод (ЕСЛИ вариация <33, то «однородна», иначе «неоднородна»)

6. Определить тесноту связи, для чего предлагается создать табл.3 «Матрица коэффициентов корреляции» и с помощью статистической функции КОРРЕЛ задать массив 1(Y) и массив 2 (каждый фактор). Данные по массиву следует использовать в табл.1 (за целый период).

7. Формулируем вывод о качественной оценке тесноты связи, исходя из полученных значений коэффициентов корреляции и градации (до 0,3 – практически отсутствует; 0,3-0,5 – слабая; 0,5-0,7 – заметная; 0,7-0,9 – сильная; 0,9-0,99 – очень сильная).

Таким образом, нами сделана попытка расширить использование статистических методов на этапе планирования аудиторской проверки.

 

Список использованных источников

  1. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 №696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_124340/#p17 (дата обращения: 11.03.2015).
  2. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А.,  Старовойтова  Е.В. Аудит [Текст]: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - 544 с. - ISBN 5-88103-070-2.
  3. Бухгалтерский учет и аудит [Текст]: учеб. пособие / А.Е. Суглобов, Б.Т. Жарылгасова. – М.: КНОРУС, 2005. – 496 с. - ISBN 5-85971-114-X.
  4. Шешукова Т.Г., Береснева А.В. Развитие методики применения аналитических процедур на этапе планирования аудиторской проверки/ Т.Г.Шешукова, А.В. Береснева// Аудиторские ведомости. - 2014. №10. С.45-60.
  5. Шешукова Т.Г. Совершенствование применения аналитических процедур в аудиторской проверке предприятия / Т.Г.Шешукова, А.В. Береснева; Зап.-Урал. ин-т экономики и права; Перм.гос.нац.исслед.ун-т. – Пермь, 2014. -149 с.
  6. International Standard on Auditing (ISA) 300. Planning an audit of financial statements.

URL:http://www.ifac.org/sites/default/files/downloads/a016-2010-iaasb-handbook-isa-300.pdf (дата обращения: 11.03.2015).

Категорія: Секція_4_2015_03_27 | Додав: clubsophus (2015-03-26)
Переглядів: 612 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція_1_2015_03_27
Секція_2_2015_03_27
Секція_3_2015_03_27
Секція_4_2015_03_27
Секція_5_2015_03_27
Секція_6_2015_03_27
Секція_7_2015_03_27
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 623
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0