Коваленко Светлана
ассистент
Полоцкий государственный университет
г. Новополоцк, Республика Беларусь
МЕТОДИКА АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Реализация продукции – одна из важнейших стадий кругооборота средств предприятия. От организации и осуществления процесса напрямую зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования. Поэтому анализ реализации, нацеленный на оценку своевременности и полноты реализации готовой продукции, имеет крайне важное значение в деятельности любого предприятия.
Первым этапом исследования реализации продукции является всесторонний анализ ее состава и структуры, с помощью которого можно определить удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме реализации. Не менее важным является их сравнение с предыдущими отчетными периодами. Для этого рассчитываются такие показатели как темп роста и темп прироста. Такое сопоставление показывает, как изменилась доля реализации отдельных видов продукции в общей сумме реализации в динамике и по сравнению с планом, и какая наблюдается тенденция — роста или снижения [1].
В процессе последующего анализа выясняют причины, вызвавшие абсолютное и относительное изменение объемов реализации отдельных видов продукции.
Следующий этап анализа реализации продукции – это анализ финансовых результатов от реализации. На данном этапе целесообразно проанализировать динамику таких показателей, как выручка от реализации, себестоимость реализованной продукции и прибыль (убыток) от реализации.
В отличие от прибыли, которая показывает абсолютный эффект деятельности, существует относительный показатель эффективности работы предприятия – рентабельность. Поэтому на данном этапе для оценки результатов реализации продукции целесообразно произвести расчет показателей рентабельности продукции (1) и рентабельности оборота (2).
(1)
(2)
Третий этап анализа реализации – факторный анализ прибыли от реализации продукции. На формирование показателя прибыли от реализации продукции оказывают влияние следующие факторы: выручка от реализации, расходы на реализацию, себестоимость продукции.
Факторная модель имеет следующий вид (формула 3):
(3)
Методика проведения анализа реализации продукции представлена в таблице 1.
Таблица 1
Методика анализа реализации продукции
Этап анализа
|
Показатели
|
Расчет показателей
|
1
|
2
|
3
|
- Анализ состава, структуры и динамики реализации продукции
|
Абсолютное изменение реализации товаров
|
Отражает изменение суммы реализации товаров в процентном выражении
РП1-РП0, где РП – стоимость реализованной продукции
|
Относительное изменение реализации товаров: темп роста, темп прироста
|
Отражает изменение суммы реализации товаров в стоимостном выражении
Тр=РП1/РП0×100%
Тпр=Тр-100%
|
- Анализ финансовых результатов от реализации
|
Динамика выручки от реализации, себестоимости реализованной продукции, прибыли от реализации
|
Абсолютное изменение показателей, темп прироста
|
Рентабельность продукции
|
Прибыль от реализации/Себестоимость
|
Рентабельность оборота
|
Прибыль от реализации/Выручка от реализации
|
- Факторный анализ прибыли от реализации продукции
|
Факторная модель
|
П=В-С-Рр, где П – прибыль от реализации, В – выручка от реализации, С – себестоимость реализованной продукции, Рр – расходы на реализацию
|
Влияние изменения выручки от реализации
|
(∆В×УП0)/100, где УП0 – уровень прибыли к выручке в базисном году
|
Влияние изменения себестоимости реализованной продукции
|
(В1×∆УС)/100, где ∆УС – изменение уровня себестоимости реализованной продукции к выручке от реализации
|
Влияние уровня расходов на реализацию
|
(В1×∆УР)/100, где ∆УР – изменение уровня расходов на реализацию к выручке от реализации
|
- Выявление и расчет резервов роста прибыли от реализации
|
Осуществляется расчет резервов роста прибыли от реализации продукции в зависимости от результатов проведенного анализа
|
Примечание: собственная разработка на основании изученной специальной экономической литературы [1-4]
Список использованных источников
- Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, 2000 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://бизнес-учебники.рф/buhgalterskiy-uchet_biznesa/analiz-kosvennyih-zatrat.html. - Дата доступа: 15.03.2015 г.
- Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник / В.И. Стражев [и др.]; под общ. ред. В.И. Стражева, Л.А. Богдановской. – 7-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2008. – 527 с.
- Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ в управлении затратами и себестоимостью транспортных услуг /Л.Т. Гиляровская // Современный бухучет №11, 2004 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.fin-buh.ru - Дата доступа: 15.03.2015 г.
- Адаменкова, С.И. Анализ хозяйственной и финансовой деятельности: учеб. – метод. Пособие / С.И. Адаменкова, О.С. Евлинчик. – Минск: Элайда, 2011. – 352 с.
|