Райкова Татьяна
к. фарм.н., доцент
Шарапова Татьяна
к. фарм.н., доцент
Заричная Тамара
к. фарм.н., доцент
Запорожский государственный медицинский университет
г. Запорожье
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
На первое место в системе менеджмента в фармации выходит роль руководителя. Но что отличает управляющего от руководителя в системе менеджмента. Судя по требованиям к квалифицированному персоналу фармацевтических предприятий, управленцам сегодня не хватает компетенций в управлении знаниями, качеством, контроле, финансовом менеджменте.
Приобретение профессиональной подготовки, т.е. профессиональных компетенций в области фармации, построено государством и носит обязательный характер [2]. Обучение в университете (додипломная подготовка), обучение в интернатуре, далее – на курсах повышения квалификации (последипломная подготовка) дают возможность получить квалификацию провизор – специалист с правом заниматься практической профессиональной деятельностью. Кроме этого для успешной работы необходимо наличие общекультурной подготовки, которая не входит в обязательную программу подготовки.
Особенности профессиональной деятельности провизора - специалиста реализуются при взаимодействии с пациентами во время отпуска лекарственных средств, при этом проявляются и полученные знания, нормы фармацевтической этики и деонтологии, интеллектуальная среда обитания. Пациент, получивший право выбора аптечного заведения через информацию, стремится показать свою финансовую независимость, знания о лекарствах через рекламу, свою самостоятельность и таким образом диктует провизору правила поведения с ним.
Исходя из этого, именно роль руководителя как управленца, должна сыграть основную роль в повышении мотивации фармацевтических работников, т.к. их профессионализм длительное время приносили в жертву коммерческим интересам. Разработка и внедрение системы менеджмента позволят совмещать профессиональную этику с коммерческими интересами аптеки, ставя на первое место интересы пациента.
Особо важное значение при внедрении системы менеджмента в работу фармацевтических предприятий играет его составляющая – контроль, функция, которая обеспечивает решение задач организации, его связь с делегированием.
Нами проанализированы концептуальные работы классиков менеджмента с точки зрения требования сегодняшнего дня для более глубокого осмысления направленности управленческих функций в работе предприятия.
Более важным является, как заметила Мэри Паркер Фоллетт, - один из классиков менеджмента, - то, что сущность управления заключается в умении «добиться выполнения работы другими». Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя [1].
Анализируя работу управленцев в фармации, следует отметить, что они сопротивляются переменам, ведь для них это нарушение привычной зоны комфорта, нежелание нести консолидированную ответственность за свою работу, проявляется некая автономность.
Поэтому в этих организациях положение и должность, знания и компетентность часто ценятся больше реального вклада в работу. Методика и правила важнее, чем новаторские решения. Высоко ценятся стандарты работы, есть общепринятые нормы того, как нужно действовать. Проблемы вызывают замешательство и часто замалчиваются, но потом снова всплывают. Организация не проводящая делегирование полномочий, контроль над их исполнением – это организация единообразия, методики, правил, образцов и сосредоточения на сегодняшнем дне.
Уильям Ньюмен перечислил ряд причин, по которым руководители могут с неохотой делегировать полномочия [1]:
- Заблуждение «Я это сделаю лучше». Даже, если это утверждение, верно, есть ряд причин, по которым не следует всё выполнять самому – во-первых, трата времени на задание, которое мог бы выполнить подчиненный, означает, что руководитель не сможет так же хорошо выполнять другие обязанности; во-вторых, если руководитель не будет разрешать подчиненным выполнять новые задания с дополнительными полномочиями, то они не будут повышать свою квалификацию.
- Отсутствие способности руководить. Некоторые руководители так погружаются в повседневную работу, что пренебрегают более общей картиной деятельности. Будучи не в состоянии охватить долгосрочную перспективу в череде работ, они не могут полностью осознать значение распределения работы между подчиненными.
- Отсутствие доверия к подчиненным. Если руководители действуют так, как будто не доверяют подчиненным, то подчиненные потеряют инициативность и почувствуют необходимость часто спрашивать, правильно ли выполняют работу.
- Боязнь риска. Поскольку руководители отвечают за работу подчиненного, они могут испытывать опасения, что делегирование задания может породить проблемы, за которые им придется отвечать.
- Отсутствие выборочного контроля для предупреждения руководства о возможной опасности. Параллельно делегированию дополнительных полномочий, руководство должно создать эффективные механизмы контроля для получения информации о результатах работы подчиненных. Обратная связь дает руководителю гарантию того, что проблема будет выявлена прежде, чем разовьется в катастрофу. Если механизмы контроля неэффективны, у руководства будут основательные причины для беспокойства относительно делегирования дополнительных полномочий подчиненным.
Необходимо учитывать при этом Рекомендации Ньюмена для преодоления негативного воздействия контроля на поведение сотрудников:
- устанавливать осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками;
- устанавливать двустороннее общение (у подчиненного должна быть возможность открыто обсудить проблемы системы контроля);
- избегать чрезмерного контроля;
- устанавливать жесткие, но достижимые стандарты;
- вознаграждать за достижение стандарта.
Результаты проведенного анализа применяются при проведении занятий с практическими работниками на курсах повышения квалификации и специализации по специальности «Организация и управление фармацией», что дает возможность руководителям системы фармации более осмысленно подходить к обеспечению беспрерывного контроля над отдельными процессами и их взаимодействием в пределах системы.
Список использованных источников
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Общ. ред. и вст. статья Л.И. Евенко. – М.: Дело, 1997. -704с.
- Наказ МОЗ України № 166 від 22 липня 1993 р. «Про подальше удосконалення системи післядипломної підготовки лікарів (провізорів)»
|