Архів / Archive

Головна » Статті » 2015_04_29_Lviv » Секція/Section_1_2015_04_29

ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Коляда Светлана

к.э.н, доцент

Академия таможенной службы Украины

(Университет таможенного дела и финансов)

г. Днепропетровск

 

Дискуссионные вопросы высшего образования

 

Обратимся к этимологии слова «образование», «образованный  человек».

Буквально «образование» — придание образа тому, что его не имеет, то есть безобразно (в греческом однокоренное с «иконой», неслучайно русское «образа»). То есть в русском языке это получается дающий образование – не ремесло, не профессия, даже не искусство, а просто-таки Миссия!

В этимологическом словаре английского языка слово "education" (существует с 1610 г. и означает "systematic schooling and training for work") переводит на начальную форму "educate". В латинском языке: «воспитывать, вскармливать», которое получается из "ex" (вне, из) и "ducere" (возглавлять) (см. duke — герцог). «Герцог», в свою очередь — лидер, командир, правитель провинции. Итого: «тот, кто вне герцога», т.е. неуправляемый, самостоятельный. Налицо существенная ментальная разница. Если для славянской системы ценностей образование есть сакральный акт (безобразное → образованное, хаос → космос), то для англо-саксонской это воспитание индивидуальности, лидера, действующего самостоятельно [1]. 

Таким образом, мы будем понимать «образ» это то, что человек проецирует о себе в мир, а «образование» - создание этого образа.

Спрос рождает предложение. Если обратиться к цифрам, то удельный вес людей с высшим образованием во всём мире стремительно растёт, если ещё в 2005 году мировые лидеры имели 30% от общей численности населения, то сейчас это уже 50% [2].

Если посмотреть на общее количество вузов Украины, то за период независимости, с 1991 г. до 2014 г.  количество самих вузов 3-4 уровня аккредитации   выросло со 149 до 325, т.е на 118%, а количество самих студентов всего на 99% (со 175 тыс. до 348), существенно отличался лишь 2006 г., где это соотношение было 135% и 190 [3]. 

Количество выпущенных специалистов с высшим образованием за этот же период, составляет 17315 тыс. украинцев, что уже 38% от количества проживающих на нашей территории.  За счёт чего эти цифры? 

Тотальный характер высшего образования обостряет проблему несоответствия между приобретенным образовательно-квалификационным уровнем и фактическим квалификационным уровнем, которого требует выполняемая работа. С точки зрения эффективности инвестиций в образование, более негативные последствия имеет несоответствие второго типа, проявляющееся в избыточности полученных профессиональных знаний (англ. overqualification). По терминологии Международной организации труда, такое несоответствие является признаком ситуации неадекватной занятости (skill-related inadequate employment), поскольку снижает продуктивные возможности и благополучие работников. 

 По данным обследования экономической активности населения, в 2011 году в Украине 6,6 млн. занятых (почти треть общей численности занятого населения) имели избыточную квалификацию, в том числе:  3,5 млн. чел. с высшим образованием были заняты на должностях клерков или в рабочих профессиях; 3,1 млн. чел. с полным средним образованием были заняты в простейших профессиях. 

Несоответствие технологического уклада отечественной экономики высокому образовательному уровню населения приводит к нарушению нормального процесса воспроизводства человеческого капитала. Украина, не уступающая по образовательному уровню населения большинству высокоразвитых стран, в четыре-пять раз отстает от них по показателю среднедушевого валового национального дохода и более чем на десять лет — по ожидаемой продолжительности жизни, занимая в глобальном рейтинге стран по индексу человеческого развития лишь 76-ю позицию[4].

За рубежом обучение в большинстве своём платное, в Украине в настоящее время также уже практически 59% студентов обучается на контрактной форме. В то же время, государственных вузов у нас 228 из 349 (т.е. 65%), однако и в них есть контрактное обучение.

Для справки: в Италии на 60 миллионов населения приходится 65 университетов, во Франции на 63 миллиона - 41, в Испании на 45 миллионов - 60, в Великобритании на почти 61 миллион – 142 [5].

Именно по этой причине к нашим вузам такое пристальное внимание Министерства образования, а именно сокращения количества вузов для экономии средств.

Соответственно, главный вопрос у населения: нужно ли закрывать вузы, лишать лицензий? Ответ «Да», если это:

- государственный вуз и там идёт разбазаривание денег, т.е. не обоснованные экономически расходы;

- частный вуз, если уровень образования не соответствует требованиям качества.

В любом случае, должна пройти эволюция сознания общества, когда «корочка» об образовании будет иметь иной смысл, ведь сейчас это уже практически обязательное продолжение средней школы.

Уровень и структура безработицы среди людей с высшим образованием растет, она всего на 15% ниже, чем в целом по рабочей силе. Однозначно объяснить эту ситуацию тем, что качество образования упало, нельзя. Здесь идёт наслоение множества факторов, в т.ч. социальных, экономических, политических.

Уровень эмиграции тоже растёт. Уплывают мозги, но как они там используются? Статистики, к сожалению, нет, но по социальным исследованиям можно сделать вывод, уплывают мозги, но применяют там руки (большей частью).

Общество требует знаний, но оно хочет прикладных, тех, которые дают результат. Вузы, классические, дают лишь базу, хорошую базу. И это нужно признать. А развивать дальше – это должно быть желание индивида. Можно привести массу примеров, когда даже люди, сидящие за одним столом в вузе, имеют и разные знания и разные результаты.

Сколько бы не усовершенствовался индивид, но если он не передаст это «третьим лицам», то эволюции нет. Это лучшим образом характеризует потребность человека делиться знаниями, т.е. обучать других. И! кто должен обучать – только тот, кто имеет опыт!

Так может эволюция развития должна начинаться с азов – с наработки навыков. В аудиторию должны идти только те, кто практически знает – о чём будет говорить. Ведь почему некоторых преподавателей не слушают студенты, да просто потому, что они чувствуют – здесь чистая теория, а они хотят реалий.

Именно этим можно объяснить такую востребованность альтернативных способов обучения, таких как тренинги, семинары. Поскольку чаще всего их проводят те, кто всё же практик!

 

Список использованных источников

  1. [Електронний ресурс] / Режим доступу:   http://eelmaa.blogspot.com/2010/07/blog-post_20.html
  2. Институт демографии ГУ-ВШЭ [Електронний ресурс] / Режим доступу:   http://demoscope.ru/weekly/2009/0375/analit02.php
  3. Державний комітет статистики [Електронний ресурс] / Режим доступу:  http://www.ukrstat.gov.ua/
  4. Фінансовий портал [Електронний ресурс] / Режим доступу:   http://finforum.org/page/index.html/_/life/vysshee-obrazovanie-v-ukraine-kolichestvo-ili-ka-r47122?pg=2
  5.  LB.ua [Електронний ресурс] / Режим доступу:   http://society.lb.ua/education/2011/06/11/100814_v_ukraine_na_800_vuzov_bolshem_.html
Категорія: Секція/Section_1_2015_04_29 | Додав: clubsophus (2015-04-29)
Переглядів: 549 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція/Section_1_2015_04_29
Секція/Section_2_2015_04_29
Секція/Section_3_2015_04_29
Секція/Section_4_2015_04_29
Секція/Section_5_2015_04_29
Секція/Section_6_2015_04_29
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0