Коваленко А.С., студентка, Фёдорова А.В., студентка
Научный руководитель: Матвеев С.П., к.э.н., доцент
Харьковский торгово-экономический институт КНТЭУ
г. Харьков, Украина
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ
В условиях рынка свободной конкуренции и на заре монополистического этапа его развития господствовал принцип свободы установления цен капиталистическими предприятиями, понимаемый как полное невмешательство государства в процесс становления цен. Исключения составляли периоды военно-политических кризисов, когда прямое целевое регулирование рассматривается как мера вынуждения и временная.
Современный период общественного развития отмечен прямым регулированием цен в масштабах экономики, сочетающимися с регулированием заработной платы: наряду с установлением максимальных пределов роста цен утверждались максимальные пределы роста ставок заработной платы. Такое регулирование получило название «политики доходов».Наиболее жесткий вариант такой политики заключается в одновременном замораживании (запрещении роста) на определенный срок как цен и заработной платы. Применяется он в периоды финансовых кризисов и чрезмерного инфляционного роста цен. Механизм проведения «политики доходов» и его эффективность требует серьезного анализа.
Цена это один из значимых инструментов регулирования экономики, её влияние охватывает множество направлений. Соответствие интересов производства общественным нуждам, стимулирование внедрений достижений научно-технического прогресса, снижение расходов на изготовление и продажу товаров, улучшение качества и конкурентоспособности продукции.
В условиях цикличности экономического развития, цена не всегда является универсальным средством управления экономики, что обуславливает потребность государственного регулирования цен.
Основными целями ценового регулирования являются:
1.Стабилизация долгосрочного развития экономики и социальной сферы.
2.Предотвращение инфляции.
3.Защита внутреннего рынка.
4.Содействие нормальным условиям конкуренции.
5.Поддержка прожиточного минимума.
На сегодня в экономике существуют три вида цен: государственные фиксированные, регулированные и свободные (рыночные).
Государственная система органов ценообразования включает: общегосударственные, региональные и ведомственные учреждения.
В общегосударственные входит Министерство экономики, деятельность которого направлена на формирование и реализацию ценовой политики, анализ и прогнозирование динамики тарифов, разработка предложений по поводу регулирования цен.
Региональные включают управление по вопросам ценообразования местных администраций и имеют право : регулировать цены на топливно-энергетические ресурсы, тарифы и тепловую энергию, услуги водоснабжения, предельные уровни рентабельности на ценовые надбавки на детское питание.
Ведомственные учреждения согласовывают уровень цен с Министерством экономики и др.
Государственное регулирование цен осуществляется в таких формах : ограничение уровня цены, введение налоговых платежей, поддержка цен государством через дотации.
Одной из важных проблем в экономике является инфляция. Она имеет свойство общего повышения цен и снижения покупательной способности денег. Возникает в результате превышения выпуска денег над производством продукции.
Факторы, которые приводят к возникновению инфляции делят на :
1. Денежный фактор (скорость вращения бумажных денег, их эмиссия, отношение отечественной валюты к другим валютам). Вызывает инфляцию спроса, то есть совокупный платежеспособный спрос превышает предложение товаров на рынке.
2. Производственный фактор (монополизация производства, структурные перекосы в ценовой политике и материальном производстве, недостаточная конкуренция). Вызывает инфляцию предложения, то есть импульсом становится рост расходов производства, в результате возрастания цен на ресурсы.
Антиинфляционная политика проводится на основе программы, которая определяет цель, задание и способы ее реализации.
Чаще всего применяют такие направления антиинфляционной политики : адаптационная, как средство приспособления к инфляции за счет индексации доходов населения; дефляционная – заключается в воздействии на отдельные элементы платежеспособного спроса с целью его ограничения; политика доходов реализуется путем замораживания зарплаты, фиксации цен и контроля за их уровнем, а также ограничение зарплаты путем увеличения налогообложения.
В итоге, хотим обратить внимание на то, что значительно улучшить ситуацию в Украине можно при условии комплексного внедрения мероприятий антиинфляционного регулирования.
Принятые меры по улучшению финансовой ситуации в Украине дадут положительный эффект только при обязательном и существенном оздоровлении финансов организаций и предприятий, эффективном стимулировании предпринимательства и деловой активности. Это приостановит негативные процессы в экономике - обесценивание денег, падение уровня производства, дефицит госбюджета и обеспечит дальнейший экономический рост.
Следовательно, эффективность антиинфляционной политики зависит от соотношения многих экономических процессов и меры их активности. Наибольшего результата можно достичь только при условии комплексного использования всех возможных способов борьбы с инфляцией и доверия населения страны к органам власти.
Список использованных источников
1. Глазова, Е.С. Инфляция: эволюция, факторы, государственное регулирование [Текст] / Е.С.Глазова, М.П.Степанова // Финансовый менеджмент. – 2010. – № 1. – С. 15-18.
3. Чистов, С.М. / «Государственное регулирование экономики» [Текст] : учеб. пособие / С.М.Чистов, Т.Ф.Никифоров, Ю.Т.Куценко [и др.]. – М. : Финансы и статистика, 2000. – 265 с.
|