Архів / Archive

Головна » Статті » 2015_10_30_KamPodilsk » Секція/Section_3_2015_10_30

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Корнейчик М.В., студентка, С.В. Галковский, к.э.н., доцент

Полесский государственный университет

г. Пинск, Беларусь

 

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю: даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики с различной степенью государственного вмешательства.

Государственное регулирование экономики – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе [1, c.26].

В системе мер государственного регулирования экономики можно выделить четыре направления (формы): планирование, программирование и прогнозирование; финансово-кредитное регулирование; антимонопольное регулирование; дерегулирование экономики.

Планирование – это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий выбор и научную постановку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.

Прогнозирование – это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта, а также об альтернативных путях их достижения.

Программирование как форма государственного регули­рования должно обеспечить комплекс­ный подход и целенаправленное распределение ресурсов для решения выделенной проблемы и достижения поставленной цели. Программы могут разрабатываться на любом уровне управленческой иерархии, носить директивный или индика­тивный характер, охватывать долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды.

В системе государственного регулирования особое место отводится финансово-кредитному регулированию, которое воз­действует на социально-экономические процессы и обеспечи­вает движение экономики в направлении, заданном планом, прогнозом или программой. В финансово-кредитном регулировании выделяют: кредитно-денежное и бюджетно-налоговое регули­рование.

Обеспечение устойчивости белорусского рубля как важного фактора поддержания стабильного роста экономики является стратегической целью денежно-кредитной политики в 2011-2015 годах [2].

Инфляция в стране в 2013 году составила 16,5 процентов. Фактически ставка рефинансирования была снижена с 30 до 23,5 процентов. Национальным банком было принято решение сохранить ставку рефинансирования на уровне 23,5 процентов после анализа  динамики инфляции, ситуации на валютном рынке и общеэкономической ситуации

В 2014 году уровень инфляции незначительно снизился и составил 16,2 процента. Ставка рефинансирования снижалась четырежды, и каждый раз – не более чем на 1 процентный пункт. Последнее снижение ставки рефинансирования произошло 13 августа 2014 года. Правда, всего на 0,5 процентного пункта до 20 процентов годовых.

Следующее крупное повышение ставки рефинансирования произошло в январе 2015 года  в целях дальнейшей стабилизации ситуации в финансовой сфере и  для обеспечения макроэкономической стабильности, когда Национальным банком Республики Беларусь было принято решение о её повышении до 25 процентов [3].

Политика, проводимая Национальным банком и направленная на снижение ставки рефинансирования, приводит, с одной стороны, к увеличению привлекательности кредитов для субъектов хозяйствования, а с другой стороны, к увеличению денежной массы в обращении, влекущее за собой повышение уровня инфляции и снижение объёмов депозитов.

Бюджетно-налоговое регулирование - мероприятия правительства, направленные на регулирование правительственных расходов и доходов, чтобы достичь определенных целей: обеспечение стабильного экономического роста, обеспечение занятости, снижение инфляции.

Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в ВВП, создают реальные возможности влияния на социально – экономические процессы. Основным источником доходов бюджета являются налоговые поступления. Государственное влияние на экономику реализуется посредством формирования структуры расходов бюджета. Учитывая, что налоги являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы в соответствие с задачами социально – экономического развития страны.

Стоит отметить, что реформирование  налоговой системы в Республике Беларусь вышло на завершающую стадию. Это был достаточно длительный процесс, который начался еще в 2006 году в соответствии с поручениями президента страны.

На протяжении 2009-2014 года подоходный налог с доходов физических лиц взимался по единой ставке 12 процентов. С 1 января 2015 года ставка выросла до 13%. Это, прежде всего, было связано с усилением социального пакета государства, которое направлено на поддержку многодетных семей. Именно за счет повышения ставки подоходного налога на 1% предполагается привлечь в бюджет порядка 2 трлн бел. руб., которые будут направлены на поддержку семей с тремя и более детьми.

В 2012 году произошли изменения в  Налоговом кодексе Республики Беларусь. В соответствии с этими изменениями налоговая ставка на прибыль была снижена на 6 процентных пунктов. В 2010-2011 году ставка налога на прибыль составляла 24 %. Изменение налоговой ставки на прибыль положительным образом сказалось на привлечении инвесторов в Беларусь.

Следующие изменения размера налоговой ставки на прибыль произошли в 2015 году. Хотя размер его основной ставки остался прежним - 18%, была увеличена до 25 % ставка налога на прибыль для банков и страховых организаций.

За период с 2010 по 2015 год неизменной оставалась ставка налога на добавленную стоимость – 20 %.

С 2015 года упрощен порядок исчисления налога на недвижимость, так, исключены из объектов обложения налогом на недвижимость сборно- разборные и передвижные здания.

Для расширения полномочий местных органов власти предоставлено право увеличивать ставки имущественных налогов с 2 до 2,5 раза. 

В течение последних лет Беларусь активно реформировала налоговую систему. Сокращение количества налогов, ежегодное снижение ставок налогов, сокращение объектов налогообложения и исключение отдельных субъектов из состава плательщиков налогов способствовали сокращению налоговой нагрузки на экономику на 3,2 процента: с 27,5 %  к ВВП в 2010 г. до 24,3 % в 2014 г. А также позволило ежегодно оставлять в распоряжении субъектов предпринимательской деятельности в среднем по 2 % ВВП, или почти 73 трлн руб. в ценах 2014 года [4].

Антимонопольное регулирование является важной составляющей системы государственного регулирования в условиях рыночных отношений. Антимонопольное регулирование в Беларуси основано на системе нормативно-правовых актов, документов, законов. Основные направления антимонопольного регулирования в республике: противодействие монополистической деятельности, формирование и развитие конкурентных отношений, регулирование отношений, защищающих права потребителей.

Дерегулирование как мера государственного регулирования экономики должно обеспечивать баланс между государственным регулированием и полномочиями рыночной системы, поддерживать предпринимательство и формировать рыночную инфраструктуру. Главной формой дерегулирования является разгосударствление, включающее приватизацию, либерализацию цен и рынков [1, c.64].

Формы государственного регулирования являются основой экономического развития Республики Беларусь. Государство влияет на разные стороны деятельности страны. Особенно велико его воздействие на денежно-кредитную и налоговую политику. Очевидно, что современная экономика немыслима без вмешательства государства. Можно лишь сделать вывод о том, что государственное регулирование экономики необходимо и обсуждать нужно лишь степень государственного вмешательства и его методы.

 

Список использованных источников

1. Государственное регулирование экономики / Под. ред. Н.Б. Антоновой. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2002. – 775 с.

2. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/norm2013/num09/d09985.html - Дата доступа: 29.09.2015.

3. Ставка рефинансирования [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь – Минск, 2000г. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/sref.asp - Дата доступа: 12.10. 2015.

4. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/tax_policy/tax_system/2011/ - Дата доступа 07.10.2015.

Категорія: Секція/Section_3_2015_10_30 | Додав: clubsophus (2015-10-30)
Переглядів: 545 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція/Section_1_2015_10_30
Секція/Section_2_2015_10_30
Секція/Section_3_2015_10_30
Секція/Section_4_2015_10_30
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0