Архів / Archive

Головна » Статті » 2015_10_30_KamPodilsk » Секція/Section_3_2015_10_30

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРИСВОЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЙТИНГОВ

Божко Е. Н., студент

Научный руководитель: Галковский С. В., к.э.н.,

доцент кафедры экономической теории

Полесский государственный университет

г. Пинск, Республика Беларусь

 

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРИСВОЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЙТИНГОВ

 

Одним из самых известных международных рейтингов является исследование Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business).  Данное исследование состоит в оценке основных направлений деятельности субъектов хозяйствования (показателей), в том числе правовых условий учреждения нового предприятия, получения разрешений на строительство, регистрации прав собственности, получения кредитов, защиты прав инвесторов, уплаты налогов, осуществления международной торговли, обеспечения исполнения договоров, доступа к системам электроснабжения и ликвидации предприятия.

По итогам Отчета «Ведение бизнеса 2015», изданного в октябре 2014 г., Беларусь заняла 57-е место из 185 государств.

Беларусь выглядит более привлекательно на фоне стран-партнеров по Таможенному союзу (в указанном исследовании Россия занимает 62-е место, Казахстан – 77-е место), а также стран СНГ (Молдова занимает 63-е место, Азербайджан – 80-е, Украина – 96-е Узбекистан –141-е) [1].

Министерством иностранных дел Республики Беларусь совместно с заинтересованными органами государственного управления и организациями проводится постоянная работа по улучшению позиции Республики Беларусь по показателю «Международная торговля» рейтинга Всемирного банка «Ведение бизнеса».

Цель данной работы состоит в устранении факторов, отрицательно влияющих на временные и стоимостные показатели при осуществлении внешнеторговых операций. Результатом становится уменьшение количества документов, оформляемых участниками внешнеэкономической деятельности, сокращение времени на их подготовку и оформление, снижение платы, взимаемой с экспортеров и импортеров за проведение процедур, связанных с внешнеторговыми операциями.

В отчете «Ведение бизнеса 2015» по показателю «Международная торговля» Беларусь заняла 145-е место среди 189 стран, охваченных исследованием.

В Отчете отмечена серия реформ Республики Беларусь в сфере таможенного администрирования и электронного документооборота, включая внедрение системы управления рисками и оптимизацию операций на границе.

По сравнению с соседними и постсоветскими странами Беларусь привлекательно выглядит по показателю «Международная торговля» на фоне Молдовы (152-е место), Украины (154), России (155), Казахстана (185) [1].

В соответствии с Планом действий, реализация которых позволит обеспечить рейтинг Республики Беларусь в отчете Всемирного банка ”Ведение бизнеса“ не ниже 30-й позиции, в Республике Беларусь в 2014 году в рамках показателя «Международная торговля» проведены следующие основные мероприятия:

  • сокращено количество документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость и представляемых в таможенный орган для регистрации таможенной декларации;
  • внедрен принцип «две службы на границе» в автодорожных пунктах пропуска на Государственной границе Республики Беларусь (с 1 января 2014 г. таможенным органам переданы функции автомобильного и документарного санитарно-карантинного контроля);
  • отменена необходимость представления плательщиком в таможню документа, подтверждающего уплату таможенных платежей [1].

Для дальнейшего совершенствования регулятивной среды в сфере внешней торговли, с учетом передовой международной практики и рекомендаций Всемирного банка, в ближайшее время планируется сконцентрировать усилия на следующих аспектах:

  • развитие таможенного декларирования товаров в электронной форме;
  • внедрение механизма «единого окна» как на внутригосударственном, так и на межгосударственном уровнях, создание Единого государственного портала внешнеторговой деятельности, переход на использование во внешней торговли единого унифицированного электронного документа;
  • принятие эффективных мер по сокращению временных и стоимостных издержек при транспортировке грузов.

В 2011 году, когда Республика Беларусь переживала финансово-экономический кризис, различные международные рейтинговые агентства снизили как суверенный рейтинг Беларуси, так и рейтинги белорусских банков.

На фоне западных санкций актуализировалась тема создания национального рейтингового агентства.

К настоящему времени подготовлена концепция о формировании в стране системы присвоения национальных рейтингов. Таким образом, Минск старается синхронно с Москвой реагировать на политические вызовы времени.

В декабре 2011 года постановлением правительства была создана межведомственная комиссия по развитию в стране системы присвоения и использования рейтингов по национальной шкале. Правда, до текущего года о конкретных результатах деятельности комиссии информации не поступало.

В мае 2014 года упомянутая межведомственная комиссия одобрила проект Концепции формирования в стране системы присвоения и использования рейтингов. В настоящее времени подготовленная концепция ожидает утверждения на высшем государственном уровне.

Данная концепция предполагает, что белорусский Минфин будет регулировать деятельность рейтинговых агентств, осуществлять их аккредитацию (регистрацию) последних, а также их контролировать.

Такая ситуация может привести к чрезмерной зависимости от государства, что может повредить объективности.

Но есть и положительная сторона. Национальные рейтинги зачастую ранжируют компании по их платежеспособности, что позволяет внутренним инвесторам сравнить финансовую устойчивость разных предприятий и банков.

«Особенность национальных рейтингов состоит в том, что они в общем-то не учитывают страновые риски. В то же время рейтинги, которые присваивают международные организации, практически никогда не превышают суверенный (страновой) рейтинг. Соответственно, даже если финансовое положение компании не вызывает претензий, ее международный рейтинг не может быть выше суверенного», — объясняет финансовый аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха [2].

По мнению эксперта, чтобы национальным рейтингам доверяли участники финансового рынка, на белорусский рынок стоило бы привести авторитетные рейтинговые агентства из других стран.

В условиях, когда фондовый рынок в Беларуси не развит, возникает вопрос востребованности национальных рейтингов, ведь маловероятно, что иностранные инвесторы будут доверять данным показателям.

Потому стоит отметить большую важность политических, а не экономических причин создания своего рейтингового агентства, работа которого позволит получить большую независимость в области мониторинга и планирования, а также расширит возможности внутренних инвесторов.

 

Список использованных источников

1. Министерство иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс] : [офиц.сайт] : рус.версия. – Электронные текст. и граф. данные. –  2007-2014, Министерство иностранных дел Республики Беларусь. —  Режим доступа :  http://mfa.gov.by/ . – Дата доступа: 21.09.2015. — Название с экрана.

2. Белорусские новости. Экономика [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://naviny.by/rubrics/economic/. – Дата доступа: 21.09.2015. — Название с экрана.

 

Категорія: Секція/Section_3_2015_10_30 | Додав: clubsophus (2015-10-30)
Переглядів: 264 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція/Section_1_2015_10_30
Секція/Section_2_2015_10_30
Секція/Section_3_2015_10_30
Секція/Section_4_2015_10_30
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 629
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0