Архів / Archive

Головна » Статті » 2015_10_30_KamPodilsk » Секція/Section_3_2015_10_30

ПРОЦЕСС ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

Морозевич О.А., к.э.н., доцент, доцент кафедры маркетинга

Голомазова Е.С., аспирант кафедры маркетинга

Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет»

г. Минск, Республика Беларусь

 

ПРОЦЕСС ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

 

Исследование конкурентоспособности выпускников вузов предполагает оценку компетенций студентов, определяющих их успех при трудоустройстве и условия труда. Проанализированные методики оценки конкурентоспособности не учитывают возможность приложения умений и знаний студентов на практике [1-3 и др.]. Авторская методика оценки конкурентоспособности выпускников строится на показателях, сформированных с учетом требований работодателей, и их важности для них. Реализация методики рассмотрена на базе выпускников-маркетологов в отрасли информационных технологий (индустрии компьютерного ПО, компьютерных и мобильных игр, мобильных приложений, разработки сайтов и т.п). Методика включает следующие этапы:

Этап 1. Определение задач исследования конкурентоспособности: проводилось исследование групповой конкурентоспособности студентов 4-го курса факультета маркетинга и логистики УО «БГЭУ».

Этап 2. Подготовка предварительного варианта показателей конкурентоспособности проводилась на основании синтаксического анализа вакансий, размещенных на интернет-платформе по трудоустройству jobs.tut.by [4] в мае 2015 г., по следующим направлениям: обязанности специалиста, требования к соискателю, ключевые навыки.

 Этап 3. Кластеризация показателей конкурентоспособности выпускника осуществлялась путем сопоставления предварительного списка показателей конкурентоспособности маркетолога в области информационных технологий с перечнем компетенций Образовательного стандарта для специальности первой ступени высшего образования «1 26 02 03 Маркетинг» [5]. Для присвоения весов показателям в собранном массиве характеристик производился подсчет частоты упоминания каждой формулировки работодателями.  

Для специалистов в области маркетинга информационных технологий структура весов групп компетенций имеет следующий вид:

 - образовательный уровень – 0,08;

- аналитический уровень – 0,03;

- информационный уровень – 0,03;

- коммуникационный уровень – 0,07;

- социально-личностный уровень – 0,14;

- мультиатрибутивный профессиональный уровень – 0,58;

- прикладной уровень – 0,07.

Этап 4. Подготовка к исследованию предполагала разработку опросных листов с указанием шкалы оценки и формирование выборки с последующим анкетированием респондентов.

Этап 5. Для анализа данных был проведен расчет индивидуального индекса конкурентоспособности (формула 1) и группового (формула 2):

 

где   – индивидуальный индекс конкурентоспособности выпускника-маркетолога;

 – единичный показатель конкурентоспособности для i-ой группы показателей;

 – вес единичного показателя для i-ой группы показателей;

n – число групп показателей конкурентоспособности;

m – число показателей конкурентоспособности.

 

где   – индивидуальный индекс конкурентоспособности выпускника x;

k – число выпускников, принявших участие в исследовании.

 

Групповой индекс конкурентоспособности выпускников факультета маркетинга и логистики УО «БГЭУ» в сфере информационных технологий составил 3,04 балла (из 5 баллов).

Согласованность ответов студентов, полученная при расчете группового индекса конкурентоспособности, оценивалась по значению коэффициента конкордации. В рассматриваемом примере он составил 0,002, что говорит о значительном различии между индивидуальными результатами оценки и усредненными.

Наиболее значимой группой показателей конкурентоспособности для работодателей данной сферы являются показатели мультиатрибутивного профессионального уровня (вес – 0,58), и, в частности, компетенции в области интернет-продвижения (0,17) и прямых продаж (0,12). Уровень групповой конкурентоспособности в области интернет-продвижения составил 2,75 балла, прямых продаж – 2,94 балла, в целом по показателям мультиатрибутивного профессионального уровня – 2,85 балла. Это говорит о том, что по большей части показателей данной группы респонденты имеют хорошие теоретические знаний, частично выработанные практические навыки, но в большинстве случаев отсутствует опыт практического применения знаний и навыков на реальных проектах. Наиболее высокие баллы получили показатели социально-личностного (4,08 балла), коммуникационного (3,67 балла) и аналитического (3,67 балла) уровней. Суммарная оценка образовательного уровня (2,84 балла) снижается в виду низкой активности студентов в области получения дополнительного образования, а также в виду недостаточного понимания специфики отрасли информационных технологий. Показатели прикладного уровня, характеризующего опыт работы по полученной специальности либо наличие портфолио выполненных проектов, получили наименьшую оценку (1,61 балла).

Этап 6. Интерпретация результатов показала, что уровень конкурентоспособности выпускников-маркетологов является средним. 

Для повышения уровня конкурентоспособности предлагается провести анализ сильных и слабых сторон выпускников, поиск путей нивелирования слабых сторон за счет использования сильных, развитие умений и наработку практического опыта студентами

 

Список использованных источников

  1. Заключение о методиках расчёта показателя трудоустройства для мониторинга эффективности вузов по Информационным материалам к заседанию Межведомственной комиссии от 22.12.2014 по проведению мониторинга эффективности образовательных организацией высшего образования / СПбГУ [Электронный ресурс]. – 2015.– Режим доступа : http://spbu.ru/files/upload/expert/exp-metodikakh-rascheta1902.pdf. – Дата доступа : 15.04.2015.
  2. Лапина, Т.А. Оценка конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда (на примере выпускников 2008 г. Экономического факультета ОМГУ им. Ф.М. Достоевского) [Текст] / Т.А. Лапина // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2009. – № 3. – С. 94–97.
  3. Мошкович, Л.И. Формирование оценки конкурентоспособности выпускника вуза [Текст] / Л.И. Мошкович, А.В. Новачук [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://umc.gu-unpk.ru/umc/arhiv/2006/2/Moshkovich_Novachuk.

doc. – Дата доступа : 05.05.2015.

  1. РАБОТА.TUT.BY / Ресурс для поиска работы и специалистов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:// jobs.tut.by/. – Дата доступа : 03.05.2015.
  2. Образовательный стандарт высшего образования первой ступени для специальности «1 26 02 03 Маркетинг»  квалификации «Маркетолог-экономист»  / Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://umo.bseu.by/doc/standart/1_26_02_03.pdf. – Дата доступа : 02.05.2015.
Категорія: Секція/Section_3_2015_10_30 | Додав: clubsophus (2015-10-30)
Переглядів: 534 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція/Section_1_2015_10_30
Секція/Section_2_2015_10_30
Секція/Section_3_2015_10_30
Секція/Section_4_2015_10_30
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0