Архів / Archive

Головна » Статті » 2015_10_30_KamPodilsk » Секція/Section_3_2015_10_30

РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Сурма Е. А., студент 3 курса факультета банковского дела,

Галковский С. В., к.э.н., доцент кафедры экономической теории

Полесский государственный университет

г. Пинск, Республика Беларусь

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц. Это означает, что потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами.

На данный момент проблема внешних эффектов особо актуальна. В большинстве случаев отрицательные экстерналии связаны с проблемами экологии, от которых  зависит результат функционирования экономики.

Основные экологические проблемы в нашей стране связаны с аварией на ЧАЭС. В результате аварии загрязнению радиоактивным цезием подвержено около 20% всей территории страны (преимущественно в Гомельской, Могилевской и Брестской областях). Загрязнение радиоактивным стронцием зафиксировано в Гомельской и Могилевской областях - на площади около 20 тыс. кв. км, что составляет примерно 10% территории республики; загрязнение почвы изотопами трансурановых элементов охватывает около 4 тыс. кв. км территории шести районов южной части Гомельской области и одного района Могилевской (2% площади республики). Кроме того, техногенные источники Беларуси ежегодно выбрасывают в атмосферу около 2 млн. т. загрязняющих веществ. Около 20% заболеваний обусловлено ухудшающимися условиями окружающей среды. Поэтому, в настоящее время остро стоит вопрос о регулировании отрицательных внешних эффектов.

     Административное регулирование прояв­ляется в установлении прямых запретов, требований к экономическим аген­там в определенных действиях: установление корректирующих налогов и субсидий, ограничений на объем промышленных выбросов, выдача лицензий на выброс загрязняющих веществ, постоянный мониторинг окружающей среды и т.д. В Беларуси существуют нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ, нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и др. Практика показала, что такие методы позволяют сократить размеры влияния внешних эффектов. Так, например, предельно допустимая норма сбросов сточных вод в водные объекты  в 2005 году составила по городу Минску 271,0 млн. куб. метров, а в 2015 - 246,5.

В нашей стране среди экономических методов регулирования внешних эффектов можно выделить: введение установление платы за выбросы, формирование рынка прав на загрязнение; продажу на рынке временных разрешений на выбросы и др.  Цель этих методов - сокращение вредных выбросов и повышение качества окружающей среды. Центральным звеном экономического механизма природопользования в республике является система платности природопользования, которая закреплена законом «о налоге за пользование природными ресурсами (экономический налог)». Функционирование этой системы дало положительные результаты. Большинство экологических платежей составляют основной источник формирования внебюджетных природоохранных фондов всех уровней.

Проблема внешних эффектов может решаться путём формирования и действия общественных обычаев, традиций, норм поведения, влияющих на поведение экономических субъектов. Эти способы формируются через воспитание, пропаганду, общественное мнение, экономическое и правовое просвещение.

Также следует уделить внимание трансграничным экологическим системам. Так, из-за характера ветра Беларусь принимает загрязнения воздушного бассейна из Польши, Германии, Чехии, Словакии, хотя сама распространяет загрязнения в страны Балтии и северо-западные регионы России. По отношению к водным ресурсам Беларусь переносит загрязнения в Украину, Латвию, Литву, и Россию. При регулировании трансграничного загрязнения акцент делается на использование рынка лицензий в международном масштабе.

Одним из основных средств защиты окружающей среды на международном уровне является Киотский протокол. В 2005 году Республика Беларусь ратифицировала его. Протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлился пять лет до 31 декабря 2012 года. Однако второй период действия Киотского протокола проходит уже без участия России, Канады, Японии и Новой Зеландии, которые взять на себя обязательства по выбросам отказались. А поскольку самые «вредные» по количеству выбросов США, Китай и Индия вообще никогда не соблюдали его положений, то документ имеет ограниченное влияние в деле сохранения атмосферы нашей планеты. 

Само экономическое развитие внутренне противоречиво, так как оно порождает, с одной стороны, ряд экологических проблем, а с другой – в нем заложена основа для устранения этих противоречий. Поэтому необходимо комплексное решение хозяйственных проблем с учетом требований природной среды и наоборот. Противостояние экономики и экологии должно решаться в современных условиях не администрированием, а при помощи постоянно действующих институтов и механизмов на базе рыночных отношений [5].

В современных условиях государство уделяет большое внимание производству положительных внешних эффектов. Очень важным является государственное финансирование здравоохранения, которое с каждым годом растет. В Беларуси расходы на здравоохранение в первом полугодии 2015 года по сравнению с 2014 годом возросли с 3,7% до 3,9% к ВВП. Для республики также большое значение имеет развитие образования, которое в нашей стране доступно каждому. Расходы в этой сфере в первом полугодии увеличились с 5,3% (2014 г.) к ВВП  до – 5,4% (2015 г.) к ВВП.

Таким образом, государственное регулирование экстерналий имеет большое значение для населения нашей республики. Регулирование отрицательных внешних эффектов уменьшает влияние на окружающую среду, а регулирование положительных - ведёт к повышению благосостояния общества.

 

Список использованных источников

1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2005 г. №119 "О лимитах используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов, допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод и размещения отходов производства".

2. Закон республики Беларусь от 30 декабря 2014 г. № 225-З О республиканском бюджете на 2015 год.

3. Россия вышла из Киотского протокола [Электронный ресурс]. – Москва, 2015.  – Режим доступа : http://slon.ru/. – Дата доступа : 10.10.2015.

4. 27 лет назад произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС [Электронный ресурс]. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://www. http://news.tut.by. – Дата доступа : 10.10.2015.

5. Крисюк, О.В. Загрязнение воздуха в городе Пинске как отрицательный внешний эффект [Текст] /  Крисюк О.В./ Пинск: Полесский государственный университет 2009 г.

Категорія: Секція/Section_3_2015_10_30 | Додав: clubsophus (2015-10-30)
Переглядів: 2219 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція/Section_1_2015_10_30
Секція/Section_2_2015_10_30
Секція/Section_3_2015_10_30
Секція/Section_4_2015_10_30
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0