Архів / Archive

Головна » Статті » 2015_10_30_KamPodilsk » Секція/Section_3_2015_10_30

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СТРАТЕГИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Юшкова Н.Г., к. архит., доцент,

доцент кафедры экономической теории, истории и права

Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет

г. Волгоград, Россия

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СТРАТЕГИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Реализация органами государственного управления федерального и регионального уровней стратегических задач инновационного развития признается одним из ведущих направлений модернизации экономики. Эти задачи, в свою очередь, обусловливают стратегические приоритеты региональной политики последнего десятилетия, что подтверждается разработкой и реализацией целого ряда национальных концепций, меморандумов, программ. Принято считать, что наиболее полно, развернуто и предметно проблемы формирования инновационной экономики впервые были зафиксированы в Стратегии-2020 (2008 г.), предпосылки которой сформировались в рамках (2008 г.). Несмотря на широкую известность этих стратегических положений и их активное обсуждение, некоторые их позиции, построенные на взаимосвязи принципов инновационной экономикии моделей стратегирования, остаются недооцененным в теоретическом плане, и слабо используется в практике регионального управления конкретных субъектов РФ, что побуждает исследователей активно заниматься этой проблемой

Одной их таких явных проблем является взаимосвязь принципов инновационного развития экономики в институциональном выражении, если понимать под этим необходимость идеологического переосмысления этапов современной эволюции регионального развития и степени его управляемости за счет выявления роли и значения отдельных институтов регионального развития. Другой, не менее важной проблемой, следует признать выявление форм проявления пространственного аспекта в развитии региональных систем приводящего к трансформации региональных систем, как-то изменение конфигурации социально-экономического пространства региона и наполнения новым содержанием функциональных процессов. Важно отметить, что подобный дуализм концептуальных подходов характерен для региональной экономики не только России, но и многих стран Европейского Союза, включая и страны бывшего СНГ [4;5].  

В схеме, использующей классические принципы организации процесса управления (А. Файоль, М. Мескон, Д. Дункан), формирование управленческого цикла построено на совокупности функций, совершаемых стадийно: начинающихся на самых ранних этапах с установочных позиций, продолжающихся посредством содержания процесса реализации и его параметров и завершающихся подведением итогов, оценкой и анализом результатов. Требования обеспечения замкнутости управленческого цикла обуславливают цикличность процесса управления, требующего постоянного многократного повторения функций [6]. Вследствие того, что содержание операций определяется и общими закономерностями построения схемы управления, и специфическими особенностями конкретной деятельности, объекта и предмета управления, система управления реализует зависимость персонификации выбора функций и адресности координации связей между ними от способов «замыкания» цикла управления.

Если принять данную логику функционирования системы управления, то становится очевидной направленность совершенствования процесса регионального стратегирования, что изменяет модель регионального управления, в ее концептуальном представлении. В ней делаются акценты на четкости взаимосвязи: планирования, как доминантной функции управления, и администрирования, как совокупности таких функций управления как организация, регулирование и мониторинг, каждая из которых образует функциональные блоки

В администрировании, как в блоке управления, предлагается выделять три группы инструментов: организующих, регулирующих, координирующих, построенных на принципах интеграции социально-экономического и территориального стратегирования.

Одновременное сосуществование требований к установлению системных связей всех трёх групп инструментария и возможностей (преимуществ) каждого из них, взятого в отдельности, выражается в том, что при всей самостоятельности использования отдельных его видов, такие решения представляются относительными, как не раскрывающие всей полноты заложенного в инструментарии потенциала. Применяемые инструментальные средства представляются в целом равными по их значимости и перспективам расширения сфер использования в разрабатываемых управленческих решениях. При этом конкретное содержание процессов регионального развития (региональная идентичность) способно существенным образом изменять этот базовый состав инструментов управления. Для того чтобы имеющийся потенциал инструментальных средств регионального стратегирования использовался максимально, с оптимальной потребностью в ресурсах и с наилучшим результатом, необходимо постоянное корреспондирование заданных и полученных характеристик региональной системы с возможностью внесения корректировок, учитываемого в процессе ее сбалансированного функционирования и развития.

Таким образом, специфичность и аутентичность региональной ситуации, определяющая интенсивность трансформационных инновационных преобразований в экономике региона, обеспечивают степень отличительности (отклонения) от стандартной схемы стратегирования, что предопределяет состав и содержание специальных инструментов управления.

Важно отметить, что в рамках авторского подхода к методологическому обеспечению развития региональных систем (регионального стратегирования), формирование данных групп инструментария осуществляется с учетом необходимости их системного (интегративного) взаимодействия. От установления этой взаимосвязи и от ее последствий ожидается полноценность принятия и интерпретации требований инновативности к региональным системам, положенных в основу современной государственной социально-экономической политики, способной привести к качественному прорыву в повышении уровня жизни населения.

 

Список использованных источников

  1. Рохчин, В.Е. Стратегическое управление развитием экономики в пределах федеральных округов Российской Федерации. Теоретические и методологические аспекты / В.Е. Рохчин, А.Э. Далгатова. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2013. – 135 с.
  2. Стратегии комплексного развития регионов России и повышение эффективности регионального менеджмента /В.Г. Садков, В.Е. Кириенко, Т.Б. Брехова, Е.А. Збинякова, Д.В. Королев – М.: ООО «Прогресс ИД», 2008. – 364 с. – С. 158-168.
  3. Юшкова, Н.Г. Пространственный подход в исследовании  процессов функционирования и развития социально-экономических систем регионов / Н.Г. Юшкова Н.Г. // TERRA ECONOMICUS (Вестник Ростов. гос. ун-та). – 2013. – Т. 11. № 4. Часть 3. – С. 192–198.
  4. Регіони України: проблеми та пріоритети соціально-економічного розвитку [Текст] : монографія / За ред. З. С. Варналія. – К.: Знання України, 2005. – 498 с.
  5. Yushkova, N. Restructuring of regional long-term planning principles: adaptation or strategic choice // Technology audit and production reserves —2014. № 4/2(18), Pp. 45-50.
  6. Improvement of tool support of the spatial approach to regional planning: problems, specifics, trends Yushkova N.G. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. – 2014. – № 6 (36). – С. 225–242.
Категорія: Секція/Section_3_2015_10_30 | Додав: clubsophus (2015-10-30)
Переглядів: 594 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція/Section_1_2015_10_30
Секція/Section_2_2015_10_30
Секція/Section_3_2015_10_30
Секція/Section_4_2015_10_30
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 2
Гостей: 2
Користувачів: 0