Архів / Archive

Головна » Статті » 2015_10_30_KamPodilsk » Секція/Section_4_2015_10_30

ЧТЕНИЕ И СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Костерина И.В.

к.п.н., доцент, доцент кафедры

Курский институт кооперации (филиала) БУКЭП

г. Курск, Россия

 

ЧТЕНИЕ И СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

 

На сегодняшний день в печатных изданиях накоплено достаточно много разнообразной информации о состоянии культуры чтения российской молодёжи. Источником такой информации являются исследования самого различного уровня и масштаба [1,2,3,4].

Опрос, проведенный в марте 2015 года среди студентов 1 – 2 курсов Курского института кооперации всех специальностей, средний возраст которых составил 16,5 лет, показал, что 74,7 % любят читать. При этом 25,3% выразили свою явную нелюбовь к чтению. 24,7% молодых людей читают 2-3 раза в неделю; 22,7% - 1-3 раза в месяц; по 14,7 % - 1 раз в неделю и реже чем один раз в месяц. 12% респондентов ответили, что не читают практически никогда. И только 7,5 % читают ежедневно. Опрос подтвердил все возрастающее прагматическое отношение к чтению (в чтении видят возможность стать умнее и грамотнее, расширить собственный кругозор, интеллект, узнать что-то новое о мире 70,7% респондентов). Читать ради удовольствия молодежь практически перестала.

В числе обстоятельств, препятствующих чтению, по мнению молодых людей, отсутствие свободного времени (46,7%); Интернет (30,7%). Главным препятствием на пути к активному чтению молодежь, как не странно, назвала ИТ: молодые люди делают выбор между бумажным носителем информации и электронным (планшет, экран ПК) в пользу традиционной книги (59,3% против 17,3%). Книги, журналы и газеты студенты читают «иногда» и с одинаковым интересом. Не читают никогда (а значит, находятся вне актуальной информации) 14,7% респондентов.

В отношении к художественной литературе круг интересов чтения во многом зависит и определяется учебной программой для 52% опрошенных. Чтению классики предпочитают экранизацию художественных произведений 19,3%.  Среди литературных жанров первенство держат фантастика (38,7%) и любовный, женский роман (33,3%). Далее идут детективы и боевики (16%); романы русских и зарубежных классиков (13,3%); исторический роман (12%).

Мы все родом из детства. Но большинство респондентов (89%) однозначно отметили, что родители в их возрасте читали больше, чем сейчас. Печальным для нас стало то обстоятельство, что 100 респондентов (66,7%) указали, что у них нет домашней библиотеки. А пять лет назад (в 2010 году) 61% опрошенных отметили, что у них есть домашние семейные библиотеки [5].

Можем ли мы повлиять на этот процесс? Можем и должны. Современная эпоха по-прежнему ставит человека перед необходимостью востребовать свои сущностные и творческие потенции. Общество нуждается в специалистах, не только имеющих достаточный запас профессиональных знаний и умений, но и  способных к самостоятельному выстраиванию стратегии собственной жизни, умеющих «создавать» самих себя, активно организующих собственную личностно-профессиональную самоактуализацию. И этому, на наш взгляд, может способствовать книга, правильно организованный, продуктивный процесс чтения [6,7].

 

Список использованных источников

 

  1. Костерина, И.В. Гуманитарная подготовка в современном вузе [Текст] /И.В. Костерина // Современное общество, образование и наука: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2014 г.: в 9 частях. Часть 4. Тамбов : ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. – С. 78.
  2. Костерина, И.В. Специфика изучения гуманитарных дисциплин в вузе: аксиологический аспект [Текст] / И.В. Костерина // Совет ректоров. – №9. – 2013. – С. 33-36
  3. Костерина, И.В. Актуальные проблемы культуры чтения в современном информационном обществе [Текст] / И.В. Костерина // Теория и практика инновационного развития кооперативного образования и науки: Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. 14-16 апреля 2010 г.: В 7 ч. – Белгород: Издательство БУПК, 2010. – Ч. 2. – С. 233-237.
  4. Костерина, И.В. Читательские предпочтения современного студенчества (по результатам социологического исследования) [Текст] / И.В. Костерина, А.А. Гридасова //Апробация. – 2015. – № 5 (32). – С. 95-96.
  5. Костерина, И.В. Актуальные проблемы культуры чтения в современном информационном обществе [Текст] / И.В. Костерина // Теория и практика инновационного развития кооперативного образования и науки : Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. 14-16 апреля 2010 г.: В 7 ч. – Белгород : Издательство БУПК, 2010. – Ч. 2. – С. 233–237.
  6. Костерина, И.В. Из истории становления понятия «педагогическая поддержка личности в образовании» [Текст] / И.В.Костерина //  Актуальные проблемы психологического знания в современном образовательном пространстве:  Материалы международной научно-практической и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. – Белгород, 2014. – С. 138-140.
  7. Костерина, И.В. Философские предпосылки становления понятия «самоактуализация личности» [Текст] / И.В. Костерина, Т.Н. Селифонова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика. – 2014. – №2. – С. 51–55.
Категорія: Секція/Section_4_2015_10_30 | Додав: clubsophus (2015-10-30)
Переглядів: 652 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція/Section_1_2015_10_30
Секція/Section_2_2015_10_30
Секція/Section_3_2015_10_30
Секція/Section_4_2015_10_30
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0