Архів / Archive

Головна » Статті » 2016_03_31_Lviv » Секція/Section_4_2016_03_31

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, РОСТА И РАЗВИТИЯ

Кармызов Александр

магистрант

Микулич Инесса

заведующий кафедрой экономики торговли, к.э.н., доцент

Белорусский государственный экономический университет

г. Минск, Республика Беларусь

 

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, РОСТА И РАЗВИТИЯ

        

Современная экономическая реальность характеризуется взаимопроникновением и взаимообусловленностью большинства наблюдаемых процессов и явлений. Данная взаимообусловленность прямо ведет к взаимозависимости между экономиками, в которой на практике достаточно трудно добиться паритета связанных сторон: один или несколько наиболее обеспеченных ресурсами и технологиями участников обладают значительными преимуществами, что позволяет им прямо или косвенно принимать фундаментальные решения. Имеющая место ситуация полностью отвечает интересам крупных экономически развитых государств – США, РФ, ФРГ, КНР и Соединенное Королевство. Зависимые страны с неёмким внутренним рынком и сравнительно скудными ресурсными запасами (в том числе, финансовыми) вынуждены приспосабливаться к «правилам», определяемым транзакциями «титанов». В рамках данного исследования к группе зависимых стран, в том числе, можно отнести и Республику Беларусь. Целью исследования является выявление направлений структурного реформирования зависимых экономик.

         Согласно исследованиям экономистов за последние 30-40 лет, внешнеориентированный подход, заключающийся в открытии национальных рынков, привлечении иностранных инвестиций и расширении хозяйственных связей с нерезидентами, представляется единственным способом экономического развития. К числу таких экономистов относятся Д. Штерн, Д. Родрик, К. Уэйд, А. Крюгер, К. Вестфаль, Г. Брутон и др.

Между тем, несмотря на экспортную ориентацию, Республика Беларусь последнее десятилетие «держит курс» на импортозамещение, не предполагающий прихода зарубежных товаропроизводителей в отечественную экономику. При этом сам термин «импортозамещение» употребляется лишь применительно к административному запрету ввоза зарубежных товаров одновременно с освоением их местного изготовления. Вопрос импортозамещения услуг зачастую вовсе не рассматривается. Вместе с тем, ежегодно прирост международного оборота услуг в несколько раз превышает прирост товарооборота. Безусловно, характер услуги накладывает некоторые ограничения на расстояние между ее изготовителем и потребителями, но с использованием достижений современных информационно-коммуникационных технологий данные трудности весьма успешно преодолеваются. Принимаемые в настоящее время со значительным временным опозданием меры административных воздействий способны в кратко- и среднесрочном периодах минимизировать негативные последствия оттока капитала за пределы экономики Республики Беларусь, но сравнительно малоэффективны для оценки их как стратегически значимых.

Современные исследователи экономической истории, рассматривая Белорусскую советскую социалистическую республику как часть Союза советских социалистических республик, акцентируют внимание на формировании индустриального базиса в поствоенные годы. Этот факт дает им основание проводить параллели между экономиками Беларуси и стран Латинской Америки. Ситуация, имевшая место в последних в 1950-60-ые годы, характеризуется как процесс индустриализованного импортозамещения (import substitution industrialization), направленного на создание собственных промышленных кластеров. Страны Латинской Америки в период освоения импортозамещеющей продукции столкнулись с низкой эффективностью труда и одновременными нехваткой и недоиспользованием капитала, что и является ведущим аргументом сторонников данного сравнения. Вместе с тем, коренное отличие умалчивается: Беларусь получила независимость после того, как промышленный базис был создан, а страны Латинской Америки создавали данный базис хоть и с иностранной помощью, но самостоятельно. В данном контексте белорусская экономика куда ближе к системам таких государств как Тайвань и Гонконг, где промышленный базис был создан Японской метрополией.

В качестве ключевых факторов развития данных государств после обретения независимости авторам исследования представляется целесообразным выделить следующие:

– выгодное торгово-географическое положение;

– сравнительно дешевая рабочая сила;

– создание благоприятного инвестиционного климата (особенно при привлечении иностранного капитала);

– широкое распространение услуг аутсорсинга;

– либеральное налоговое законодательство.

 Первыми двумя условиями экономика Республики Беларусь обладает априори, последние три – необходимо создать путем институциональных и структурных преобразований. Основной целью данных преобразований должно стать формирование конкурентоспособного частного сектора, который, с одной стороны, будет способен обеспечить занятость населения, а с другой – приток средств в бюджет, направляемых на дальнейшую структурную модернизацию экономической системы. Часть средств может быть получена и путем приватизации госсобственности. Вместе с тем, данная стратегия не исключает направленности на экспортоориентированное замещение импорта. Она коренным образом меняет только его механизм, позволяя уйти от малоэффективных административных методов госрегулирования к рыночным, при которых отечественный потребитель будет приобретать продукт (услугу), изготовленную на местных предприятиях, не вследствие отсутствия импортных аналогов, а вследствие обладания данной продукцией в восприятии потребителя устойчивыми конкурентными преимуществами и осознания социальной функции, реализуемой в процессе этого выбора.

Таким образом, инновационное развитие белорусской экономики с учетом импортозамещающей стратегии недостижимо без структурного реформирования системы в целях создания благоприятного инвестиционного климата, распространения формата международного аутсорсинга и либерализации (упрощения) отечественного законодательства. Кроме того, акцент с товарного замещения должен быть смещен на замещение услуг, в том числе, информационных и финансовых, что требует досконального изучения прогрессивного зарубежного опыта, а также привлечения современных методик и инструментов. Инициатива замещения импорта должна быть инициирована и поддержана не только со стороны правительства, но и со стороны частного бизнеса – это и есть базовое условие эффективности проектов импортозамещения в постиндустриальной экономике как противоречивого фактора обеспечения национальной безопасности, роста и развития.

 

Список использованых источников

  1. BRUTON, HENRY J. “A Reconsideration of Import Substitution”, Journal of Economics Literature, vol. XXXVI, pp. 903-936.
Категорія: Секція/Section_4_2016_03_31 | Додав: clubsophus (2016-03-31)
Переглядів: 380 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція/Section_1_2016_03_31
Секція/Section_2_2016_03_31
Секція/Section_3_2016_03_31
Секція/Section_4_2016_03_31
Секція/Section_5_2016_03_31
Секція/Section_6_2016_03_31
Секція/Section_7_2016_03_31
Секція/Section_8_2016_03_31
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 621
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0