Архів / Archive

Головна » Статті » 2016_03_31_Lviv » Секція/Section_8_2016_03_31

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

Метлушко Светлана

старший преподаватель

Рyева Мария

студентка

ГГУ им. Ф. Скорины

г. Гомель, Беларусь

 

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

 

Повышение эффективности функцио­нирования экономики страны тесно связано с уско­ренным развитием инновационной сферы. Активи­зация инновационной деятельности способствует подъему и эффективному развитию экономики, ее технологической и социальной модернизации. При помощи инноваций создаются новые и расширяют­ся действующие производства, появляются допол­нительные рабочие места, обеспечиваются освое­ние и выход на рынок новых товаров и услуг. В этих условиях инновационной деятельностью должны заниматься все субъекты хозяйствования, так как она обеспечивает им конкурентные преимущества и способствует упрочнению их положения на рынке.

Понятие инновационной деятельности неразрывно связано с понятием инновационной активности. Понимание термина «инновационная активность» в экономической литературе неоднозначно. Большинство исследователей отождествляют инновационную активность с инновационной деятельностью, хотя они имеют разное сущностное значение, поскольку деятельность – это занятие, труд, совокупность действий, в то время как активность предполагает деятельное участие, деятельное состояние. Некоторые исследователи инновационную активность рассматривают как интенсивность осуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и внедрению новых технологий или усовершенствованных продуктов в хозяйственный оборот. Другие – как комплексную характеристику инновационной деятельности фирмы, включающую степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность.

Рассмотрим основные подходы к понятию инновационной активности.

Согласно подходу Мельникова О. Н. инновационная активность представляет собой «…созидательную деятельность производителей товара или услуги, выраженную в достижении диктуемых спросом приращения новизны технико-технологических, экономических, организационных, управленческих, социальных, психологических и других показателей процессов, товаров или услуг, производимых специалистами в конкурентоспособное время и предлагаемых рынку» [1, с.101].

И. В. Баранова и М. В. Черепанова определяют инновационную активность как комплексную характеристику интенсивности его инновационной деятельности, основанной на способности к мобилизации инновационного потенциала [2]. Из данного определения можно сделать вывод, что инновационная активность характеризуется интенсивностью, т.е. степенью распространения одного явления в среде другого явления. В общем случае такие показатели отражают объем количественного показателя деятельности организации по отношению к величине имеющихся в распоряжении организации ресурсов. Так, например, можно рассчитать отношение полученного полезного эффекта к объему ресурсов, использованных для получения этого эффекта, или к размеру затрат, осуществленных организацией для получения этого эффекта. Кроме того, в определении говорится о влиянии инновационной активности на эффективность использования инновационного потенциала.

Несколько иной подход предлагает М.Н. Нечепуренко в своем исследовании [3, с.11-12]. По его мнению, инновационная активность характеризуется темпом осуществления инноваций и количественно определяется как произведение относительных частных индексов, которые в свою очередь представляют отношение частных показателей текущего (планового) периода к базовому. В частности, к таковым отнесены: индекс инновационной затратоемкости (отношение объема инновационных затрат к объему продаж); индекс обновления (доля новых изделий в общем объеме выпуска); индекс новизны новых продуктов (средневзвешенная степень новизны всех новых продуктов). В данном случае рассматриваются лишь темпы изменения затратных показателей, что методически не совсем верно.

Более широкое определение представили В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова и В. М. Мишин. Согласно их подходу, инновационная активность фирмы — это комплексная характеристика ее инновационной деятельности, включающая восприимчивость к новациям, основанную на компетенции в вопросах прогресса в данном виде деятельности, степень интенсивности осуществляемых действий по трансформации новаций и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества, в том числе его скрытые стороны, способность обеспечить обоснованность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций [4, с.55]. 

Никитина О.В. полагает, что инновационная активность предприятия характеризуется эффективностью и регулярностью инноваций, динамикой действий по созданию и практической реализации новшеств. Оценив уровень инновационной активности субъекта (государства, отрасли, предприятия), можно судить об уровне его конкурентоспособности, и как результат, о развитии в целом [5, с.7-8]. Чем выше инновационная активность предприятия, тем интенсивнее его инновационная деятельность, и, следовательно, целесообразнее его функционирование и существование. Инновационно-активными следует считать те предприятия, которые осуществляют как внедрение технологических и продуктовых новшеств собственного авторства, так и приобретенные на основе покупки патента или лицензии, в виде новых продуктов и технологий (продуктовые и процессные инновации), их широкое распространение и получение значительного коммерческого результата. При этом инновации определяются не только изобретениями, техническими решениями, но и социальными изменениями, которые по полезному эффекту могут быть вполне соизмеримы с технологическими инновациями. Такой подход в полной мере применим к сфере торговли, где значительная часть инноваций связана не с проведением НИОКР, а с маркетингом, управлением продажами, персоналом и т.д.

На основе обобщения и дополнения рассмотренных определений инновационную активность, на наш взгляд, следует понимать как комплексную характеристику инновационной деятельности субъекта хозяйствования, состоящую в способности к мобилизации инновационного, интеллектуального, ресурсного и других потенциалов, включающую степень интенсивности деятельности осуществляемых действий по разработке, внедрению и распространению инноваций.

 

Список использованных источников

1. Мельников, О. Н., Шувалов, В. Н. Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия [Текст] / О. Н. Мельников, В. Н. Шувалов // Российское предпринимательство. — 2009. — № 9. – С. 100-104.

2. Методические подходы к оценке инновационной активности и инновационного потенциала вуза [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://novinkor.com/biblioteka/innoworld/71-innoactiv. (дата доступа 29.01.2016). – Название с экрана. 

3. Нечепуренко, М. Н. Организационно – экономический механизм управления устойчивым развитием предприятия на основе инновационной активности [Текст] : автореф. на соискание ученой степени д.э.н. / М. Н. Нечепуренко. – М., 2007. – 40 c.

4. Баранчеев, В. П. Управление инновациями [Текст] : учеб. / под ред. В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишина. — М. : Издательство Юрайт, 2011. – 720 с.

5. Никитина, О. В. Методы оценки инновационной активности промышленных предприятий [Текст] : автореф. на соискание ученой степени к.э.н. / О. В. Никитина. – СПб., 2007. – 24 с.

 

Категорія: Секція/Section_8_2016_03_31 | Додав: clubsophus (2016-03-31)
Переглядів: 698 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція/Section_1_2016_03_31
Секція/Section_2_2016_03_31
Секція/Section_3_2016_03_31
Секція/Section_4_2016_03_31
Секція/Section_5_2016_03_31
Секція/Section_6_2016_03_31
Секція/Section_7_2016_03_31
Секція/Section_8_2016_03_31
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0