Архів / Archive

Головна » Статті » 2016_03_31_Lviv » Секція/Section_8_2016_03_31

НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Ковальчук Виктория

к.э.н., доцент кафедры

Ушак Татьяна

старший преподаватель кафедры

Харламова Ольга

старший преподаватель кафедры

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

м. Гомель, Беларусь

 

НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Действующая система социального обслуживания населения Республики Беларусь имеет ряд недостатков:

- материально-техническая база большинства организаций социального обслуживания развита слабо и финансируется в недостаточных объемах. Так, социальным обслуживанием на дому охвачен всего 51 процент сельских населенных пунктов, в том числе, 40 процентов – малонаселенных отдаленных;

- в сфере социального обслуживания действует всего один государственный стандарт – обеспеченность административных районов центрами социального обслуживания населения. Он отражает не удовлетворение основных потребностей граждан в материальных благах и услугах, а организационную структуру части государственных учреждений социального обслуживания;

- отсутствует связь между количеством и качеством оказанных услуг и объемом бюджетного финансирования (финансирование процесса, количества обслуженных, а не результата оказания услуг, т.е. положительных изменений у потребителей в результате получения услуги);

- распорядитель бюджетных средств не имеет полного представления об удельной стоимости тех или иных услуг в общем объеме сметного финансирования, что не позволяет оценить эффективность использования бюджетных средств в социальной сфере. В белорусской практике учитываются в основном прямые расходы, связанные с непосредственным предоставлением услуги: денежные выплаты, стоимость благ, выданных в натуральной форме, и т.п. Отсутствие расчетов полной стоимости услуг не позволяет сформулировать реалистичные требования к содержанию бюджетных услуг и условиям их предоставления, а также найти баланс между ожиданиями потребителей услуг и располагаемыми финансовыми ресурсами.

Обеспечение надежной социальной защиты населения является главной целью социальной политики в Республике Беларусь. Смысл эффективной адресной социальной защиты состоит в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Решение проблем названных категорий населения направлено на создание правовых, экономических и социальных условий для охраны здоровья и удовлетворения потребностей в социальном обслуживании, социальных услугах, средствах реабилитации и реабилитационных мероприятиях, что отражено в во всех Комплексных программах развития социального обслуживания в Республике Беларусь.

До настоящего времени необходимо создание условий для устойчивого повышения уровня и качества жизни ветеранов, лиц, пострадавших  от последствий войн, пожилых людей и инвалидов, повышение эффективности и доступности социальной защиты, базирующейся на государственных социальных гарантиях и стандартах. Финансирование таких мероприятий осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в республиканском и местных бюджетах, иных источников, не запрещенных законодательством, а также доходов, полученных от капитализации временно свободных средств Фонда социальной защиты населения.       

Основной на сегодняшний день формой государственной организации социальных услуг для населения в Беларуси является прямое бюджетное финансирование поставщиков услуг в лице госучреждений.

Наличие разветвленной сети государственных социальных учреждений является гарантией обеспечения минимальных социальных стандартов в государстве. Вместе с тем государственная монополия на социальное обслуживание часто является причиной неэффективного расходования бюджетных средств и низкого качества оказываемых услуг.

Во-первых, распорядитель бюджетных средств не имеет полного представления о конкретных услугах, которые оказывает поставщик, и их удельной стоимости в общем объеме сметного финансирования. На основе существующего постатейного сметного финансирования чрезвычайно сложно понять, сколько же конкретно стоит та или иная услуга, и затрудняет соотнесение предоставляемых услуг с выделяемыми на их оказание бюджетными ресурсами.

Во-вторых, содержание по смете ориентирует поставщика не на достижение результата социальных услуг, а на обеспечение процесса оказания социальных услуг. Это ставит результативность социальной услуги в абсолютную зависимость от субъективных факторов.

В-третьих, у распорядителя бюджетных средств очень часто отсутствует описание стандартов, обеспечивающих качественное и результативное оказание услуги.

Во многих странах к оказанию услуг привлекаются все субъекты гражданских правоотношений независимо от формы собственности и подчиненности. Государства выполняют стоящие перед ними социальные задачи через механизм государственного социального заказа.

В отличие от традиционного сметного финансирования бюджетных учреждений государственный социальный заказ осуществляется на договорных началах. В качестве предмета заказа выступает социальная услуга или проект, сформулированные государственным заказчиком в виде технического задания. Техническое задание на оказание социальных услуг позволяет оценить результативность и эффективность предоставляемых услуг.

Для создания грамотного технического задания заказчик должен провести анализ социальной проблемы; разработать техническое задание, реализация которого решит проблему; проанализировать риски реализации технического задания.

Естественно, в таких условиях для достижения наибольшего эффекта при максимально возможной экономии сил и средств необходимы поиски наилучшего исполнителя тех или иных работ. Создание новой государственной структуры не всегда является наиболее рациональным способом освоения выделяемых бюджетных средств, так как существуют негосударственные некоммерческие организации, которые уже начали заниматься решением той же социальной проблемы до того, как она привлекла внимание государственных органов. Организации, претендующие на государственное финансирование в рамках социального заказа, зачастую привлекают для реализации социальных проектов дополнительные средства из различных источников, таких как пожертвования из бизнеса, членские взносы, волонтерский труд граждан, гранты международных фондов, прибыль от экономической деятельности, направленной на уставные цели. Привлечение дополнительных средств может быть одним из условий размещение государственного социального заказа.

Государственный социальный заказ стимулирует возникновение конкурентной среды поставщиков социальных услуг, что ведет к повышению качества услуг и удовлетворенности клиентов услугами, а также позволяет более эффективно использовать бюджетные средства за счет снижения стоимости услуг.

Повышение эффективности бюджетных расходов происходит также за счет перехода от принципа «управления затратами» к принципу «управления результатами».

Таким образом, при применении социального заказа все оперативные вопросы организации предоставления услуг ложатся па плечи привлекаемого на конкурсной и договорной основе внешнего поставщика услуг, а функции сотрудников органов исполнительной власти концентрируются на формировании технического задания, организации проведения конкурса и мониторинге работы поставщика.

Категорія: Секція/Section_8_2016_03_31 | Додав: clubsophus (2016-03-31)
Переглядів: 577 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція/Section_1_2016_03_31
Секція/Section_2_2016_03_31
Секція/Section_3_2016_03_31
Секція/Section_4_2016_03_31
Секція/Section_5_2016_03_31
Секція/Section_6_2016_03_31
Секція/Section_7_2016_03_31
Секція/Section_8_2016_03_31
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0