Архів / Archive

Головна » Статті » 2016_03_31_Lviv » Секція/Section_8_2016_03_31

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Синица Ирина

к.ю.н., доцент кафедры

Харламова Ольга

старший преподаватель

Ушак Татьяна

старший преподаватель

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

г.Гомель, Беларусь

 

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Основным фактором, определяющим систему организации и полномочия высших контрольных органов, является форма правления государством. В государствах с парламентской формой правления или монархических государствах ключевую роль играет парламентский контроль. Президентские республики наряду с парламентским контролем создают контрольные структуры исполнительной власти, которые наделяются существенными полномочиями. В государствах с социалистически ориентированной политической структурой высшие органы финансового контроля включены в исполнительную власть. Однако, несмотря на различные формы правления, всеми государствами признается необходимость совершенствования организации финансового контроля, который является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами и ответственностью перед обществом.

В 1953 году была создана Международная организация контрольных органов (ИНТОСАИ) для изучения и распространения положительного опыта в контрольной деятельности, в которую входят контрольные органы 192 государств мира [1]. На IX Конгрессе ИНТОСАИ, состоявшемся в г. Лима (Республика Перу) в 1977 г., была принята Лимская декларация руководящих принципов контроля, актуальность которой признается и в настоящее время.

Ключевым принципом объективного и эффективного выполнения возложенных на контролирующие органы задач Лимская декларация определяет независимость. Государственные органы не могут быть абсолютно независимы, так как они являются частью государства в целом, однако высший контрольный орган должен иметь функциональную и организационную независимость. Реализация этого принципа возможна только при условии, что учреждение высшего контрольного органа и необходимая степень его независимости заложены в Конституции, а детали установлены соответствующим законом. В частности, должна быть гарантирована соответствующая юридическая защита верховного суда против любого вмешательства, подрывающего независимость и контрольные полномочия высшего контрольного органа. Рассматриваемый принцип согласно положениям Лимской декларации предполагает также независимость членов и сотрудников высшего контрольного органа и финансовую независимость высших контрольных органов.

Высший контрольный орган должен быть обеспечен финансовыми средствами, необходимыми для выполнения возложенных на него задач. Однако при этом должен соблюдаться принцип экономичности, который предполагает наложение ограничений на соотношение затрат и выгод от определенной информации, полученной в ходе финансового контроля.

Лимской декларацией руководящих принципов контроля установлено, что члены и сотрудники высшего контрольного органа должны иметь квалификацию и честность, необходимые для того, чтобы успешно выполнять возложенные на них обязанности. При наборе персонала необходимо должное внимание уделять уровню их теоретической подготовки, работоспособности и опыту работы по специальности. Компетентность должна подкрепляться использование передовых методик контрольной деятельности.  Максимум внимания следует уделять дальнейшей теоретической и практической профессиональной подготовке и повышению квалификации всех членов и сотрудников высшего контрольного органа, как на внутриведомственных курсах и семинарах, так и в университетах и на международном уровне. Такая переподготовка кадров должна поощряться всеми возможными финансовыми и организационными средствами. Для того, чтобы обеспечить подбор кадров высокой квалификации, уровень их зарплаты должен соответствовать тем специфическим требованиям, которые к ним предъявляются по роду их деятельности.

Эффективность контрольной деятельности невозможна без реализации на практике принципа систематичности, т.е. постоянного, непрерывного действия контроля на основе разработанных и утвержденных планов.

Немаловажным является и принцип гласности, которая достигается публикацией результатов контроля, постоянным информированием общественности о проводимых проверках.

Принципы организации контрольной деятельности в Республике Беларусь в определенной степени соответствует принципам, сформулированным Лимской декларацией.

В Республике Беларусь Указом Президента от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (с изм. и доп.) определено, что контрольная (надзорная) деятельность осуществляется в соответствии с принципами:

1. презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта;

2. законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений и рассмотрении жалоб на решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих;

3. открытости и доступности нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора), постоянной возможности ознакомления с этими актами, в том числе путем обязательного размещения их текстов на сайтах государственных органов и иных организаций;

4. равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов;

5. открытости информации о включении проверяемых субъектов в координационный план контрольной (надзорной) деятельности на предстоящий период;

6. ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора);

7. предупреждения совершения правонарушений [2].

В Лимской декларации определяется, что контроль - не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем. На наш взгляд, дальнейшее совершенствование законодательства Республики Беларусь в сфере контроля должно осуществляться и осуществляется для достижения указанной цели.

 

                                    Список использованных источников    

1 INTOSAI International Organization of Supreme Audit Institutions [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.intosai.org/about-us.html (дата обращения 27.03.2016 г.). – Название с экрана.

2 Указ Президента Республики Беларусь «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» от 16.10.2009 № 510 (с изм. от 29.11.2013 № 529) - Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь – 1/14649.

Категорія: Секція/Section_8_2016_03_31 | Додав: clubsophus (2016-03-31)
Переглядів: 602 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція/Section_1_2016_03_31
Секція/Section_2_2016_03_31
Секція/Section_3_2016_03_31
Секція/Section_4_2016_03_31
Секція/Section_5_2016_03_31
Секція/Section_6_2016_03_31
Секція/Section_7_2016_03_31
Секція/Section_8_2016_03_31
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0