Ганчар Вадим
ученик
УО «Гимназия № 9 г. Гродно им. Ф.П. Кириченко»
Ганчар Андрей
к.и.н., доцент, заведующий кафедрой
УО «Гродненский государственный аграрный университет»
г. Гродно, Республика Беларусь
НАУЧНАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ 4 КЛАССА ГИМНАЗИИ № 9 Г. ГРОДНО)
Данная работа является продолжением научных изысканий в области выявления проблем по научному руководству исследовательской работы в начальной школе [1]. Непосредственно она связана с поиском решения проблемы сохранения потребительских свойств продуктов, предназначенных для употребления в пищу, а потому подвергаемых процессу гниения.
Я (Ганчар В. А.) очень люблю фрукты. Однажды я заметил, что если фрукты оставить на некоторое время при комнатной температуре, то они начинают портиться. Почему так происходит? Почему они портятся? Это и стало целью моей новой исследовательской работы.
Чтобы провести свой эксперимент я купил свежий лимон, мандарин, банан. Все фрукты были свежими, имели приятный запах и стойкий цвет. Их кожура была твёрдая и чистая. Я оставил фрукты на несколько дней при комнатной температуре 18оС. И каждый день наблюдал за ними. В первый день моих наблюдений никаких изменений с фруктами не произошло, они по прежнему имели свежий вид, кожура оставалась чистой имели стойкий цвет и приятный запах. На 3,4 день моих наблюдений я заметил некоторые изменения. Кожура банана покрылась черными точками, на ощупь была немного мягкой. У мандарина кожура немного подсохла, и с одной стороны появилось одно маленькое пятно. С лимоном никаких изменений не произошло. Через неделю я увидел, лимон не испортился. Мандарин начал портиться: кожура стала мягче, немного изменила свой цвет, на ней стали появляться темные пятна. Банан испортился полностью: кожура стала чёрной, на ощупь банан стал мягким.
Рис. 1 – Реакция на лакмусовой бумажке
Я задумался: так что же произошло с фруктами? Чтобы это выяснить, я провёл эксперимент, для которого мне понадобилась специальная бумага (лакмусовая) – она меняет свой цвет, если на нее попадает кислая вода или кислый сок, пипетка, марля, сок свежих фруктов (лимон, мандарин, банан). Я взял сок каждого из фруктов и капнул на лакмусовую бумагу (№1) лимон (№2) мандарин (№ 3) банан. Цвет бумаги изменился и больше всего на бумаге №1 от сока лимона Вывод, в лимоне больше всего кислоты. В мандарине тоже есть кислота, но её намного меньше, поэтому бумага окрасилась совсем немного (№2). А вот в бананах кислоты нет совсем, так как бумага не окрасилась вовсе №3.
В ходе эксперимента я выяснил, почему банан испортился быстрее лимона и мандарина – потому что он сладкий. А лимон кислый, поэтому он не испортился совсем. Я сделал следующий вывод: сладкие фрукты портятся быстрее, чем кислые.
Я (Ганчар А. И.) организовал для ребёнка встречу со специалистами, работающими в УО «ГГАУ», в ходе беседы с которыми школьник узнал, что при благоприятных условиях, в его исследовании это комнатная температура 18оС, фрукты, подвергаются процессам гниения. Гниением называют природное химическое явление, в процессе которого органические вещества, преимущественно белки, превращаются в другие органические, а также неорганические вещества. Гниению способствует влажность и тепло. Этот процесс вызывают бактерии сапрофиты. Из-за процесса гниения фрукты с течением времени становятся не пригодны к употреблению в пищу.
Таким образом, в ходе исследования школьник решил не только свою проблему, но, что важнее, познакомился с научным инструментарием, посетил ведущее научное учреждение Гродненского региона – УО «ГГАУ», познакомился с интересными умными людьми, осознал силу интеллекта коллектива. Но главное, что у школьника зародилась новая научная идея, связанная с проблемой классификации фруктов и ягод. Я (Ганчар В. А.) думаю, что это хорошая тема для моего будущего исследования.
Список использованных источников:
1. Ганчар, А. И., Ганчар, В. А. Организация научно-исследовательской работы в начальной школе [Текст] / А. И. Ганчар, В. А. Ганчар // Перспективы развития высшей школы: материалы VIII междунар. науч. конф. ; редкол. : В. К. Пестис [и др.] ; г. Гродно, 28-29 мая 2015 г. / УО «ГГАУ». – Гродно, 2015. – 462 с. – С. 292–294.
|