Архів / Archive

Головна » Статті » 2016_06_1_KamPodilsk » Секція/Section_3_2016_06_1

СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Харченко Виктория

к.э.н., доцент

Донецкий национальный технический университет

Украина

 

СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Существующие условия, в которых функционируют промышленные предприятия, не являются благоприятными не только для развития деятельности, но и для выполнения хозяйственных задач в обычном режиме. Заметное снижение активности деятельности отечественного бизнеса было вызвано мировым финансово-экономическим кризисом (2008 г.). В настоящее время предпосылок для оживления экономической среды не предвидится в связи с крайней нестабильностью во всех сферах управления.

Однако именно в такие времена экономического спада создаётся фундамент для активизации хозяйственной деятельности, поиска новых способов и методов управления бизнесом, усовершенствованных путей преодоления кризисных последствий работы рыночных механизмов. В связи с этим для субъектов хозяйствования всё актуальнее становятся вопросы развития финансово-экономической деятельности, в т.ч. развития на инновационной основе, обеспечивающей конкурентные позиции на рынке в стратегической перспективе.

Целью работы является теоретическое обоснование содержания инновационной активности предприятия в условиях стратегического управления развитием.

В процессе проведенного исследования были проанализированы и обобщены научные публикации по проблеме управления такими основными видами активности предприятия, как инновационная и деловая активность [1-5].

В целом следует заметить, что активность предприятия связана с осуществляемыми видами деятельности. Так, выделяют рыночную активность, внутреннюю и внешнюю, экономическую активность.

Инновационная активность предприятия – это один из видов активности, связанный с ведением инновационной деятельности [5]. Противопоставить инновационной активности можно деловую активность, которая связана с операционной деятельностью предприятия, управление которой предусматривает обеспечение прироста объёмов производственной и сбытовой деятельности. Деловая активность является более изученным понятием и рассматривается как одна из сторон финансового состояния предприятия, обеспечивающая результативность хозяйственной деятельности в системе управления развитием [4].

Ю.П. Анискин предлагает изучать деловую активность как результирующее воздействие производственной, инновационной, маркетинговой и других видов деятельности, которая объединяет в себе активность текущей (производственной) деятельности, активность стратегического развития, социальную активность коллектива и активность воздействия внешней среды [1]. Учёный также отмечает, что в процессе инновационного развития возрастает индекс инновационной активности, в связи с чем возникает потребность в механизме управления активностями всех видов для сбалансирования состояния предприятия в неравновесных условиях. Следует подчеркнуть, что обоснованность данного подхода не вызывает сомнений, однако в рамках авторского исследования деловая активность не рассматривается столь широко и ограничивается изучением относительно осуществления только основной деятельности промышленного предприятия.

Е.А. Некрасова и А.А. Казьмин приводят определение инновационной активности с учётом конкуренции в условиях реализации модели открытых инноваций, предполагающей активную связь с внешней средой [3], справедливо отмечая, что инновационная активность выступает частью общей стратегии развития фирмы и предполагает трансформацию новых идей в инновационные результаты.

В свою очередь Г.А. Ахмедова и Ж.И. Файзуллаев трактуют инновационную активность как комплексную характеристику инновационной деятельности в тактическом и стратегическом плане [2]. Инновационная активность в стратегическом плане связывается с инновационным потенциалом, размером инвестиций, инновационными изменениями, инновационной стратегией, с тактическом плане – с конкурентной ситуацией. Также авторы научной публикации [2] предлагают использовать коэффициенты для экспресс-анализа инновационной активности промышленного предприятия, среди которых коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью, коэффициент освоения новой техники (продукции).

Учитывая тот факт, что инновационная активность особенно важна в условиях развития субъекта хозяйствования, в данной работе предложен комплексный подход к определению этого понятия, который учитывает как потребность в развитии, так и основные базисы изучаемого процесса, что является отличием от существующих трактовок, в которых указанные аспекты разрознены. Итак, инновационная активность рассматривается автором как процесс, обеспечивающий достижение целей инновационного развития на основе формирования инновационного потенциала, активизации, стимулирования и интенсификации инновационной деятельности в условиях стратегического управления развитием промышленного предприятия. Из определения вытекает цель инновационной активности – поиск механизмов, обеспечивающих осуществление инновационного процесса на промышленном предприятии для своевременного реагирования на рыночные вызовы в условиях развития.

Инновационной активностью, как и любым иным процессом, необходимо эффективно управлять. На основе авторских наработок управление инновационной активностью сформулировано как система стратегических управленческих решений, направленных на обеспечение интенсивного и эффективного осуществления инноваций в процессе развития промышленного предприятия.

Таким образом, анализ и обобщение имеющихся подходов к изучению понятия «инновационная активность промышленного предприятия» позволили сформулировать авторский взгляд на содержание данной экономической категории с учётом потребности в развитии предприятия на стратегическую перспективу.

 

Список использованных источников

  1. Анискин, Ю.П. Управление деловой активностью компании в условиях инновационного развития экономики [Текст] / Ю.П. Анискин // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2014. – №1. – С. 5-10.
  2. Ахмедова, Г.А. Управление инновационной активностью промышленных предприятий на основе эффективных методов ее оценки и стимулирования [Текст] / Г.А. Ахмедова, Ж.И. Файзуллаев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – №4-1. – С. 163-166.
  3. Некрасова, Е.А. Модели инновационной активности фирмы и конкурентная политика [Текст] / Е.А. Некрасова, А.А. Казьмин // Журнал институциональных исследований. – 2015. – №4, Т.5. – С. 86-99.
  4. Харченко, В.А. Ділова активність як складова системи управління розвитком промислового підприємства [Текст] / В.А. Харченко // Схід. – 2013. – №4. – С. 87-92.
  5. Kharchenko, V.A. Innovative activity of an enterprise in the process of development [Теxt] / V.A. Kharchenko // Схід. – 2015. – №8. – С. 63-67.

 

Категорія: Секція/Section_3_2016_06_1 | Додав: clubsophus (2016-06-01)
Переглядів: 206 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція/Section_1_2016_06_1
Секція/Section_2_2016_06_1
Секція/Section_3_2016_06_1
Секція/Section_4_2016_06_1
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 621
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0