Архів / Archive

Головна » Статті » 2016_06_1_KamPodilsk » Секція/Section_3_2016_06_1

ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО — ОБЪЕКТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Грищенко Алина

доцент

Якубова Ирина

к.э.н.

Полесский государственный университет

г. Пинск, Беларусь

 

ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО — ОБЪЕКТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

На современном этапе развития современная экономика показывает, что предприятия, сталкивающиеся с постоянно возрастающими требованиями к качеству продукции и услуг, могут соответствовать ожиданиям потребителей лишь в том случае, если их руководство проводит жесткую финансовую политику, нацеленную на достижение определенных финансовых результатов. Для этого необходимо проводить учет, анализ и оценку затрат на качество, которые очень тесно связаны с совершенствованием деятельности и целями предприятия.

Теоретическая база концепции затрат на качество сформировалась еще в 50-е гг. XX в. Начало этому процессу положили отчеты о проведении подобных оценок в некоторых ведущих корпорациях США. Данные, полученные исследовательским отделом «General Systems», показывают, что общие затраты гораздо ниже, а уровень качества выше в компаниях, систематически оценивающих свои затраты на качество и управляющих ими. В Республике Беларусь также проводились исследования, связанные с измерением затрат на качество.

Затраты на качество – это такие затраты, которые связаны с обеспечением уровня качества продукции, достижением его в процессе производства, призванные удовлетворять потребности клиентов, партнеров и всего общества в целом.

Отправной точкой в определении фактических затрат на качество является их научно-обоснованная классификация. Существуют различные классификации затрат на качество. Самую известную классификацию предложил А. Фейгунбаум. Его подход подразделяется на четыре категории:

  1. Затраты на предупреждение возникновения дефектов (предупредительные затраты);
  2. Затраты на оценку качества продукции (оценочные затраты);
  3. Затраты из-за отказа от продукции.

Затраты на качество вытекают и суммы всех этих затрат.

Классификация затрат Ф. Кросби очень схожа с классификацией, которую предложил А. Фейгунбаум. По его мнению затраты на качество можно разделить на две категории:

  1. Затраты на соответствие, т.е. затраты, которые нужно понести для производства качественной продукции с первого раза.
  2. Затраты на несоответствие, т.е. затраты, которые вынуждены понести из-за производства качественной продукции не с первого раза.

Ф.Кросби утверждал: «Качество не требует денег!»; «Всегда дешевле сделать правильно с первого раза, чем потом переделывать»[2].

Дж. Джуран предложил свою классификацию:

  1. Полезные затраты (расходы на предшествующую продукцию);
  2. Убытки (Затраты на проведение оценки и расходы, связанные с браком).

В данной классификации есть значительный недостаток. Он заключается в том, что, стремясь произвести продукцию без дефектов, производитель будет зациклен именно на производстве качественной продукции, упустив из виду вновь возникшие требования покупателя. Производитель будет думать, что он достиг высшего уровня качества, а, значит, удовлетворил потребности покупателя, но это не так. Его бизнес будет в опасности, из-за того, что потребитель не будет покупать его продукцию, хоть она и высшего качества.

Проанализировав данный недостаток, Э. Демиг предложил иной подход. Он заключался в том, чтобы не тратить время на измерение затрат на качество, а сделать упор на программе действий для улучшения всей работы предприятия и минимизировать неэффективные затраты. Данный подход оказался очень результативным и он положен в основу международных стандартов (МС) ИСО 9000.

Обобщив различные мнения по проблеме разработки классификации затрат на качество, существующие признаки группировки представлены в таблице.

Таблица — Признаки классификации и группы затрат на качество

Признаки классификации

Группа затрат

По целевому назначению

на улучшение качества; на обеспечение качества; на управление качества; на создание системы менеджмента качества

По экономическому характеру затрат

текущие и единовременные

По виду затрат

производительные и непроизводительные

По методу определения

прямые и косвенные

По возможности учета

поддающиеся прямому учету; неподдающиеся прямому учету; экономически нецелесообразно учитывать

По стадиям жизненного цикла продукции

на качество при разработке продукции; на качество при изготовлении продукции; на качество при использовании продукции

По отношению к производственному процессу

на качество в основном производстве; на качество во вспомогательном производстве; на качество при обслуживании производства

По возможности оценки

планируемые; фактические

По характеру структурирования  

по предприятию; по производству; по видам продукции

По объектам формирования и учета

на продукцию; на процессы; на услуги

По субъектам экономических отношений

у поставщиков сырья; в организации изготовителя; у потребителя товара

 

Таким образом, современное содержание понятия «затраты на качество» включает в себя: затраты на оценку качества; затраты на обеспечение качества; затраты на улучшение качества; затраты на управление качеством. Классификация затрат на качество является целевой, в ее основе должен лежать признак центров ответственности (места их возникновения).

Все затраты на качество укрупненно можно разделить на три группы: затраты на улучшение качества, обеспечение качества и потери от несоответствия. Необходимость их разграничения в учете на группы обусловливается их различной экономической природой, различным значением для оценки результатов деятельности предприятий.

Классифицируя затраты можно осуществлять более тщательный учет и анализ затрат на качество на предприятия. Учитывая затраты на качество производитель  обеспечивает себе высокую конкурентоспособность среди других предприятий.

На сегодняшний день, покупать в первую очередь смотрит на качество продукции, а производитель, в свою очередь, обязан удовлетворять потребности своих клиентов в качественном производстве товаров работ и услуг. Поэтому, учет затрат на качество продукции является неотъемлемой частью производства. Качество - это ключ, которым открывают двери выхода из кризиса.

 

Список использованных источников

  1. Герасимов, Б.И. Управление качеством: учебное пособие / Б.И. Герасимов, Н.В. Злобина, С.П. Спиридонов. - 2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2007.
  2. Кросби, Ф. Б. Качество и я. Жизнь бизнесмена в Америке. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2003, 264 с. 
  3. Салимова, Т.А. Управление качеством: учебник / Т.А. Салимова. - М. : ОМЕГА-Л, 2007.
  4. Фейгенбаум, А. Контроль качества продукции / А. Фейгенбаум; пер. с англ. – М.: Экономика, 1986. –476 с.
Категорія: Секція/Section_3_2016_06_1 | Додав: clubsophus (2016-06-01)
Переглядів: 568 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція/Section_1_2016_06_1
Секція/Section_2_2016_06_1
Секція/Section_3_2016_06_1
Секція/Section_4_2016_06_1
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0