Барковская Оксана
студент
Ганчар Андрей
к.и.н., доцент, заведующий кафедрой
УО «Гродненский государственный аграрный университет»
г. Гродно, Республика Беларусь
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В последнее десятилетие ХХ в. информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение ИКТ.
Начиная с 2010 года развитие информационного общества является одним из основных факторов обеспечения конкурентоспособности и инновационного развития национальной экономики, совершенствования системы государственного управления, повышения зрелости гражданского общества. Развитие информатизации в Республике Беларусь в течение 2011–2015 гг. осуществлялось в соответствии со Стратегией развития информационного общества на период до 2015 г., утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. № 1074. Отставая в силу ряда объективных экономических причин от государств-лидеров, Республика Беларусь по оценке Международного союза электросвязи (далее – МСЭ) и ООН относится к группе стран с высокой динамикой развития ИКТ, непосредственно следующих за лидерами, занимая 55 место по индексу развития электронного правительства ООН из 193 стран мира (64 место в 2010 г.) и 38 место из 152 стран по итоговому индексу развития ИКТ (52 место в 2011 г.).
Выполнение основных мероприятий подпрограммы «Национальная информационно-коммуникационная инфраструктура» Национальной программы позволило обеспечить создание современной инфраструктурной основы для организации информационного обмена между всеми участниками экономических процессов: бизнесом, обществом, государством. По оценкам Комиссии МСЭ по развитию широкополосного доступа в настоящее время Республика Беларусь занимает 25 позицию по количеству абонентов стационарного широкополосного доступа (28,8 на 100 жителей)
и 23 позицию по количеству домохозяйств, имеющих доступ в сеть Интернет (57,1 на 100 домохозяйств) среди 195 принявших в исследовании стран. Создана и развивается государственная система правовой информации. Официальное опубликование правовых актов обеспечивается путем размещения их текстов на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь. Сформирована государственная система оказания электронных услуг организациям и гражданам, функционирует единый портал электронных услуг на базе ОАИС. В настоящее время через единый портал электронных услуг и интранет-портал ОАИС предоставляются электронные услуги из 13 ГИР. Посредством единого портала электронных услуг для юридических лиц предоставляются восемь услуг, для физических лиц – шесть услуг.
По состоянию на январь 2015 г. в международном рейтинге научно-образовательных электронных библиотек «TheRankingWebofWorldRepositories», включающем более 2 тыс. научно-образовательных электронных библиотек мира, присутствуют 14 репозитариев учреждений высшего образования Республики Беларусь, из которых наиболее высокий рейтинг имеет электронная библиотека БГУ [1].
Стратегической целью дальнейшего развития информатизации в Республике Беларусь является совершенствование условий, содействующих трансформации сфер человеческой деятельности под воздействием ИКТ, включая формирование цифровой экономики, развитие информационного общества и совершенствование электронного правительства Республики Беларусь. В 2016–2022 гг. в вопросе развития информатизации Республика Беларусь ставит своими задачами: развитие эффективной и прозрачной системы государственного управления посредством внедрения передовых ИКТ во все сферы человеческой жизнедеятельности; совершенствование системы управления и правового регулирования процессами информатизации; дальнейшее совершенствование национальной ИКИ; обеспечение прозрачности и удобства коммуникаций между гражданами, бизнесом и государством путем повсеместного перевода данных коммуникаций в электронную форму; создание и внедрение государственной системы идентификации субъектов информационных отношений; дальнейшее формирование единого информационного пространства для оказания электронных услуг на основе интеграции информационных систем; создание условий для использования электронных услуг, стимулирующих их востребованность; увеличение объема производства и безопасного потребления высокотехнологичных и наукоемких ИКТ товаров и услуг; модернизация традиционных отраслей промышленности на основе внедрения мировых стандартов качества, технологий цифрового маркетинга и производства; обеспечение непрерывности, безотказности, безопасности информационных потоков.
Список використаних джерел
1. Идеи электронного правительства для Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.e-gov.by (дата обращения 01.05.2016 г.). – Название с экрана.
|