Кокашвили Нанули
академический доктор экономики, ассоцированный профессор
Читадзе Халиана
академический доктор экономики, ассоцированный профессор
Горийский государственный учебный университет
г. Гори, Грузия
ИННОВАЦИИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ ГРУЗИИ
Современная рыночная система – это многосторонний экономический организм, главная сущность которого заключается в отношениях, организованных на истоках саморегуляции. На сегодняГрузия стремится стать страной с европейскими ценностями, стремится к политической и экономической интеграции. Одной из важнейших предпосылок будущего экономического прогресса и дальнейшего углубления процесса евроинтеграции Грузии является акцент на инновационное развитие и содействие формированию соответствующих систем.
Экономический рост, решение социальных проблем, преодоление бедности и отсталости, занятость и устранение отставания регионов в странах Европы в основном обеспечены за счет проведения инновационной политики. Инновационная политика – неразделимая часть экономической политики страны, определяющая цели, направления и методы деятельности органов государственной власти в области инноваций. Все указанное во многом зависит от нормального функционирования системы образования, ее доступности, качества интегрирования образования и науки, развития возможностей интегрирования современных технологий в учебный и исследовательский процесс и т.д. [1].
На сегодня инновационная деятельность в экономике Грузии на низком уровне, не создана и не развита инновационная инфраструктура, обеспечивающая особый режим для новшеств, что в основном связано с нехваткой собственных и привлеченных средств на предприятиях, недостатком как бюджетных, так и небюджетных источников финансирования и др.
Став на путь рыночных реформ, Грузия не оказалась готовой к работе в новых условиях инновационной сферы, ибо не было соответствующего опыта и соответствующих структур для этой деятельности. От процесса формирования и требований рынка отстает производство инновационной продукции. Есть проблемы правового и организационного характера, не создан рынок научно-технической продукции и его соответствующая инфраструктура (специальные банки, инновационные фонды, консалтинговые, лизинговые, венчурные формы, научно-технологические парки и др.), без которых предприятия не обеспечат резкое улучшение инновационной деятельности.
Полное представление об инновационной активности в той или иной стране создает удельный вес инновационных предприятий и инновационных продуктов в целом объеме производства или в структуре внешней торговли. Например, выручка инновационно-активных организаций – иновационных лидеров современного мира составляет 83%, удельный вес высокотехнологичной продукции в экспорте промышленной продукции – 20%, удельный вес инновационной продукции в выручке – больше 16 %, а в инновационных организациях заняты более половины всех работающих [4].
К началу 2015 года из существующих в стране до 4 тысяч малых предприятий только 3 % занимались инновационной деятельностью. Следует учесть то обстоятельство, что малые предприятия по своим возможностям ограничены в денежных средствах, из-за чего не удается вложить деньги в новую технику, технологии, маркетинг, расширение производства и др.
Для преодоления трудностей необходимо целенаправленное изучение инновационной политики развитых стран ее применение с учетом особенностей страны. Все это будет способствовать активизации инновационной сферы. В странах, где активно инвестируют в инновации и технологии наблюдается быстрый экономический рост, что являетсяважнейшим компонентом экономического развития.
Наряду с крупными фирмами и объединениями большое значение отводится малым предприятиям. В развитых странах они обеспечивают реализацию почти половины всех новшеств, к тому же следует отметить, что малые предприятия быстрее внедряют новшества, чем крупные организации, что, к сожалению, нельзя сказать о наших предприятиях.
Инновационный уровень страны отражен в разных международных оценках и рейтингах. В глобальном индексе инноваций 2013 года Грузия на 73-м месте в мире, а в 2012 – занимала 44-ое место среди 131 страны. По данным глобального инновационного индекса 2015-2016 г. г Грузия продвинулась на 9 пунктов и среди 128 стран мира заняла 64-ое место. Уровень защиты интеллектуальной собственности в стране недостаточен. По этим показателям Грузия находится на 124-м месте. Несмотря на то, что в последние годы проведены значительные мероприятия по доступности Интернета, уровень использования этого средства коммуникаций по-прежнему неудовлетворительный.
Грузия стремится стать страной, основывающейсяна европейских ценностях. Предпосылок дальнейшему развитию процесса евроинтеграции является преобразование системы образования и науки. Страна является членом Единого Европейского пространства образования и принимает участие в европейском исследовательском пространстве.
В стратегии социально-экономического развития Грузии сказано, что экономическая политика правительства Грузии конкурентоспособность частного сектора считает важнейшей движущей силой развития экономики [5].
Согласно целям «Стратегии» к 2017 году наша страна займет 58-ю, а к 2020 году – 40-ю позицию. В это свой посильный вклад должно внести инновационно-технологическое развитие. Сегодня же, к сожалению, в Грузии уровень технологического развития и инновации низкий, что обуславливает низкую добавочную стоимость производимого у нас товара, вызывает нерациональное использование ресурсов и создает угрозу природным богатствам страны; незначительны и объемы расходов в частном секторе и на государственном уровне, затраченные на исследование и развитие, слаба и ограничена доступность новейших технологий, также ограничены масштабы внедрения компаниями инновационных технологий [5].
Для решения стоящих перед страной основных задач, усиления роли инновационно-технологического фактора правительство Грузии осуществляет активные капиталовложения и большое внимание уделяет развитию инноваций и технологий в стране. Основано инновационное агентство, где разрабатываются проекты, касающиеся развития инновационной инфраструктуры, открываются лаборатории на базе университетов, осуществляются специальные программы переподготовки, направленные на повышение навыков. В Грузии открыт технологический парк, проходит программа«Стартап Грузия». Все это свидетельствует о том, что в 2015-2016 г.г. позиции Грузии в рейтингах улучшатся.
Таким образом, инновационное развитие является длительным процессом и требует целенаправленной политики и стратегии. В условиях ограниченных финансовых возможностей большинство компаний для финансирования текущих потребностей производства обращаются к основным финансовым ресурсам и меньше возможности остается на их использование для осуществления инновационных проектов.
Список использованных источников
- Конкурентоспособность и инновационная активность государств: анализ международных рейтингов и индикаторов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: //iee. org.ua/files/ alushta/39-denisyuk-konkor_i_inov_aktiv.pdf
- European Inovation Sioreboard 2009. Comparative Analysis of Innovation Performance [Text]. – EIS, 2009
- OECD. Main Science and Technology Indicators. Arial 2000 [Электронный ресурс] / Официальный сайт ОЭСР. – Режим доступа : http://www.oecd.org/sti/msti.htm
- Постановление правительства Грузии «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Грузии «Грузия 2020» и связанных с ней некоторых мероприятиях» [Электронный ресурс] (№ 40, 17.06.2014 г.). – Режим доступа : http://sputnik-georgia.ru/economy/20140606/216611070.html
- Крабина, Б. Цифровая Грузия : Стратегия и план действия эллектронной Грузии 2014-2018 [Электронный ресурс] / Б. Крабина, По-Уен Лиу и др. – Режим доступа : www.dea.gov.ge/uploads/e Georgia % 20strategy% FINAL% 20_Geo_doc.
- A Digital Agenda for Europe, Com (2010) 245 saboloo/2, Brussels, 26.08.2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A52010AE1628
- Абашишвили, Г. В документе стратегического развития страны взаимоисключающие заключения. Газ. «Премьер» [Электронный ресурс] / Г. Абашишвили. – Режим доступа : Premieri.ghn/ge/com/news/view/713/
|