Архів / Archive

Головна » Статті » 2016_10_28_KamPodilsk » Секція/Section_3_2016_10_28

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ

Шафранский Иван

аспирант

Научный руководитель: д.э.н., профессор Сайганов А.С.

Белорусская государственная сельскохозяйственная академия

г. Горки, Беларусь

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ

 

В современном мире конкурентоспособность продукции является одним из важнейших понятий, определяющих успешность организаций, регионов, областей и стран. Для оценки конкурентоспособности продукции используют критерии конкурентоспособности.

Для оценки конкурентоспособности мясной продукции путем сравнения характеристик И.М. Лифиц, И.П. Чепурной и другие предлагают использовать единичные показатели конкурентоспособности продукции [1, с. 66; 2, с. 79]:

  или (1)

где qi – единичный показатель конкурентоспособности по i-му технологическому параметру при положительном показателе удовлетворения потребностей; q1i – единичный показатель конкурентоспособности по i-му технологическому параметру при отрицательном показателе удовлетворения потребностей; Pi – значение i-го показателя качества оцениваемой продукции; Pik – значение показателя качества аналога, товара конкурента.

Выбор базы сравнения на данном этапе зависит от целей и задач конкретного предприятия. В случаях, когда значение i-го показателя оцениваемой мясной продукции не имеет количественной оценки (например: цвет, запах, логотип и т.д.) используют экспертные методы оценки, переводя качество в баллы.

Для расчета комплексного показателя конкурентоспособности по технологическим параметрам принято использовать следующую формулу:

 (2)

где К – комплексный показатель конкурентоспособности по технологическим параметрам; Ki – единичные показатели конкурентоспособности по i-му технологическому параметру; N – общее число технологических параметров; Wi – показатель весомости i-го технологического параметра [3, с. 112; 4, с. 206].

Для оценки конкурентоспособности производимой мясной продукции по качеству принято использовать коэффициент сортности [3, с.77]:

                                                                                             (3)

где: Ксорт –  коэффициент сортности; Qi –  количество товаров i-го сорта; Рi –  цена единицы товара i-го сорта; Рв –  цена единицы товара высшего сорта; m –  количество сортов данного вида продукции.

Для оценки конкурентоспособности мясной продукции с экономической точки зрения целесообразно использовать комплексный показатель конкурентоспособности продукции по экономическим параметрам [2, с. 82; 3, с. 119]:

                                                                                                       (4)

где: Iэп – комплексный показатель конкурентоспособности продукции по экономическим параметрам; З – полные затраты по рассматриваемому продукту; З0– полные затраты по базе сравнения.

Для оценки конкурентоспособности мясной продукции с точки зрения освоенного рыночного потенциала можно использовать показатель относительной доли продаж:

                                                                                              (5)

где: B0i – относительная доля продаж; M0 – объем продаж данного товара за определенный промежуток времени; Mi – объем продаж товара-конкурента за определенный промежуток времени [5, с 154-157].

С. Ф. Покропивный высказывает мнение, что в качестве эффекта в соответствии с назначением продукции с точки зрения потребителя может выступать калорийность [6]:

                                                                                             (6)

где: К1прод. – коэффициент конкурентоспособности продукции относительно ее энергетической ценности; Pреализ. – цена реализации продукции предприятием; Эц – энергетическая ценность.

В качестве эффекта от удовлетворения потребностей Белявская С. Л. предлагает использовать спрос, т.к. полнота удовлетворения потребностей обычно прямо пропорциональна потребительскому спросу [7, с. 12-13]:

                                                                                            (7)

где: К2прод. – коэффициент конкурентоспособности продукции относительно сложившейся ситуации на рынке; Vреализ. – объем реализации продукции предприятием на рынке в натуральном выражении; Vрынка – объем реализации продукции на рынке в натуральном выражении; Pреализ. – цена реализации продукции предприятием; Ррынка – среднесложившаяся цена реализации продукции на рынке.

Для проведения комплексной оценки, на наш взгляд, необходимо использовать средневзвешенный геометрический показатель единичных показателей конкурентоспособности:

                                                                                              (8)

где  – комплексный показатель конкурентоспособности мясной продукции; Kiпр.. – единичные показатели конкурентоспособности мясной продукции; Wi – весомость единичных показателей конкурентоспособности;

Таким образом, для оценки конкурентоспособности мясной продукции предлагается использовать комплексный показатель конкурентоспособности на основании расчета единичных показателей конкурентоспособности мясной продукции.

 

Список использованных источников

1. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг : учебник [Текст] / И. М. Лифиц. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 437 с.

2. Чепурной, И. П. Конкурентоспособность продовольственных товаров: учебное пособие [Текст] / И. П. Чепурной.. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИТК Дашков и К, 2005. – 120 с.

3. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг [Текст] / Н. В. Еремеева. – М.: КолосС, 2006. – 192 с.

4. Философова, Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность : учебное пособие [Текст] / Т. Г. Философова, В. А. Быков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 295 с.

5. Осташков, А. В. Маркетинг: учеб. пособие [Электронный ресурс] / А. В. Осташков. – Пенза, 2005. – 294 с. – Режим доступа: http://window.edu.ru /resource/975/36975/files/stup201.pdf. – Дата доступа: 19.07.2016.

6. Покропивный, С. Ф. Экономика предприятия : учебник [Электронный ресурс] / С. Ф. Покропивный. – К.: КНЕУ. – 2003. – 608 с. – Режим доступа: http://economy-ru.com/ekonomika-predpriyatiy-rf/kachestvo-konkurentosposobnost-produktsii-34179.html. – Дата доступа: 16.07.2016.

7. Белявская, С. Л. Обеспечение конкурентоспособности продукции предприятий по переработке плодов и овощей : автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 [Текст] / С. Л. Белявская; Институт системных исследований АПК НАН Беларуси. – Минск, 2015. – 25 с.

Категорія: Секція/Section_3_2016_10_28 | Додав: clubsophus (2016-10-27)
Переглядів: 592 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція/Section_1_2016_10_28
Секція/Section_2_2016_10_28
Секція/Section_3_2016_10_28
Секція/Section_4_2016_10_28
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0