Шафранский Иван
аспирант
Научный руководитель: д.э.н., профессор Сайганов А.С.
Белорусская государственная сельскохозяйственная академия
г. Горки, Беларусь
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ
В современном мире конкурентоспособность продукции является одним из важнейших понятий, определяющих успешность организаций, регионов, областей и стран. Для оценки конкурентоспособности продукции используют критерии конкурентоспособности.
Для оценки конкурентоспособности мясной продукции путем сравнения характеристик И.М. Лифиц, И.П. Чепурной и другие предлагают использовать единичные показатели конкурентоспособности продукции [1, с. 66; 2, с. 79]:
или (1)
где qi – единичный показатель конкурентоспособности по i-му технологическому параметру при положительном показателе удовлетворения потребностей; q1i – единичный показатель конкурентоспособности по i-му технологическому параметру при отрицательном показателе удовлетворения потребностей; Pi – значение i-го показателя качества оцениваемой продукции; Pik – значение показателя качества аналога, товара конкурента.
Выбор базы сравнения на данном этапе зависит от целей и задач конкретного предприятия. В случаях, когда значение i-го показателя оцениваемой мясной продукции не имеет количественной оценки (например: цвет, запах, логотип и т.д.) используют экспертные методы оценки, переводя качество в баллы.
Для расчета комплексного показателя конкурентоспособности по технологическим параметрам принято использовать следующую формулу:
(2)
где К – комплексный показатель конкурентоспособности по технологическим параметрам; Ki – единичные показатели конкурентоспособности по i-му технологическому параметру; N – общее число технологических параметров; Wi – показатель весомости i-го технологического параметра [3, с. 112; 4, с. 206].
Для оценки конкурентоспособности производимой мясной продукции по качеству принято использовать коэффициент сортности [3, с.77]:
(3)
где: Ксорт – коэффициент сортности; Qi – количество товаров i-го сорта; Рi – цена единицы товара i-го сорта; Рв – цена единицы товара высшего сорта; m – количество сортов данного вида продукции.
Для оценки конкурентоспособности мясной продукции с экономической точки зрения целесообразно использовать комплексный показатель конкурентоспособности продукции по экономическим параметрам [2, с. 82; 3, с. 119]:
(4)
где: Iэп – комплексный показатель конкурентоспособности продукции по экономическим параметрам; З – полные затраты по рассматриваемому продукту; З0– полные затраты по базе сравнения.
Для оценки конкурентоспособности мясной продукции с точки зрения освоенного рыночного потенциала можно использовать показатель относительной доли продаж:
(5)
где: B0i – относительная доля продаж; M0 – объем продаж данного товара за определенный промежуток времени; Mi – объем продаж товара-конкурента за определенный промежуток времени [5, с 154-157].
С. Ф. Покропивный высказывает мнение, что в качестве эффекта в соответствии с назначением продукции с точки зрения потребителя может выступать калорийность [6]:
(6)
где: К1прод. – коэффициент конкурентоспособности продукции относительно ее энергетической ценности; Pреализ. – цена реализации продукции предприятием; Эц – энергетическая ценность.
В качестве эффекта от удовлетворения потребностей Белявская С. Л. предлагает использовать спрос, т.к. полнота удовлетворения потребностей обычно прямо пропорциональна потребительскому спросу [7, с. 12-13]:
(7)
где: К2прод. – коэффициент конкурентоспособности продукции относительно сложившейся ситуации на рынке; Vреализ. – объем реализации продукции предприятием на рынке в натуральном выражении; Vрынка – объем реализации продукции на рынке в натуральном выражении; Pреализ. – цена реализации продукции предприятием; Ррынка – среднесложившаяся цена реализации продукции на рынке.
Для проведения комплексной оценки, на наш взгляд, необходимо использовать средневзвешенный геометрический показатель единичных показателей конкурентоспособности:
(8)
где – комплексный показатель конкурентоспособности мясной продукции; Kiпр.. – единичные показатели конкурентоспособности мясной продукции; Wi – весомость единичных показателей конкурентоспособности;
Таким образом, для оценки конкурентоспособности мясной продукции предлагается использовать комплексный показатель конкурентоспособности на основании расчета единичных показателей конкурентоспособности мясной продукции.
Список использованных источников
1. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг : учебник [Текст] / И. М. Лифиц. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 437 с.
2. Чепурной, И. П. Конкурентоспособность продовольственных товаров: учебное пособие [Текст] / И. П. Чепурной.. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИТК Дашков и К, 2005. – 120 с.
3. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг [Текст] / Н. В. Еремеева. – М.: КолосС, 2006. – 192 с.
4. Философова, Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность : учебное пособие [Текст] / Т. Г. Философова, В. А. Быков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 295 с.
5. Осташков, А. В. Маркетинг: учеб. пособие [Электронный ресурс] / А. В. Осташков. – Пенза, 2005. – 294 с. – Режим доступа: http://window.edu.ru /resource/975/36975/files/stup201.pdf. – Дата доступа: 19.07.2016.
6. Покропивный, С. Ф. Экономика предприятия : учебник [Электронный ресурс] / С. Ф. Покропивный. – К.: КНЕУ. – 2003. – 608 с. – Режим доступа: http://economy-ru.com/ekonomika-predpriyatiy-rf/kachestvo-konkurentosposobnost-produktsii-34179.html. – Дата доступа: 16.07.2016.
7. Белявская, С. Л. Обеспечение конкурентоспособности продукции предприятий по переработке плодов и овощей : автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 [Текст] / С. Л. Белявская; Институт системных исследований АПК НАН Беларуси. – Минск, 2015. – 25 с.
|