Архів / Archive

Головна » Статті » 2016_10_28_KamPodilsk » Секція/Section_3_2016_10_28

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА КООРДИНАЦИИ И КОНТРОЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Панова Татьяна

к.э.н., доцент

Харламова Ольга

старший преподаватель

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

г. Гомель, Республика Беларусь

 

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА КООРДИНАЦИИ И КОНТРОЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Проблема повышения качества экономического роста в современных условиях существует во многих странах. Успешное решение стратегических задач ускорения экономического и социального развития Республики Беларусь находится в прямой зависимости от эффективности процессов трансформации научных знаний в инновации и их коммерциализации, а также от степени инновационной восприимчивости национального хозяйства.

Результаты инновационного развития в Беларуси в целом можно оценить как положительные. На основе отечественных и зарубежных разработок и технологий созданы и организованы производства принципиально новой продукции или продукции с новыми потребительскими свойствами, внедряются новые технологии производства. За 2007 – 2014 годы введено в эксплуатацию 985 объектов, в том числе создано 131 новое предприятие, организовано 352 новых производства на действующих предприятиях, модернизировано 502 производства [1]. Кроме того, в Беларуси постоянно проводится достаточно серьёзная работа по формированию основных элементов Национальной инновационной системы, её институтов, созданию благоприятных условий для инновационной деятельности.

Наиболее используемыми формами налогового стимулирования являются: налоговые льготы, предусматривающие полное или частичное освобождение определённой деятельности или круга лиц от уплаты налогов; налоговые каникулы, предполагающие освобождение от налогов на определённый государством срок; налоговые кредиты, суть которых заключается в изменении срока уплаты налога за определённую плату; налоговые рассрочки или отсрочки, предоставляемые при наличии определённых оснований на конкретный период; налоговые вычеты, уменьшающие налоговую базу. В Республике Беларусь для участников инновационной деятельности действует освобождение и снижение налоговых ставок по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, налогу на недвижимость, налогу на землю, таможенных пошлин. Финансирование инновационных проектов  за счёт средств республиканских и местных инновационных фондов, а также налоговое стимулирование предусматривается только при соблюдении трёх основных условий:

- организация технологического процесса, обеспечивающего средний уровень добавленной стоимости на одного работающего, аналогичный уровню Европейского союза по соответствующему виду экономической деятельности либо превышающий этот уровень;

- экспортная ориентированность (превышение экспорта над импортом) проекта;

- создание и внедрение технологий новой для Республики Беларусь и (или) мировой экономики продукции [2].

Анализ инновационной деятельности в Республике Беларусь позволил определить немало существующих проблем. К ним относят и невысокую долю бюджетного финансирования науки (0,25-0,3 %), и низкую эффективность инновационных проектов, и недостаточное использование таких источников финансирования, как прямые иностранные инвестиции, кредиты банков, собственные средства организаций. Проблемой является низкий спрос на инновационную продукцию, низкая эффективность инновационной инфраструктуры. Однако основной проблемой, по мнению многих специалистов, является то, что при целевом бюджетном финансировании инновационных проектов Государственных программ отсутствует эффективный механизм  координации и контроля за данным процессом [1].

Для государства важно отслеживать инновационную историю каждого проекта, т.е. контролировать, куда и насколько рационально были израсходованы вложенные средства. Решить эту проблему могут помочь аудиторские фирмы, осуществляя независимый контроль. Аудит в достаточной мере может помочь также выявлению и оценке перспективных для коммерциализации технологий, систематизации и анализу информации об отечественных и зарубежных технологиях. Аудиторы могут оказывать содействие организациям в передаче технологий на отечественный и мировой рынки, заключении контрактов и соглашений, закупке и продаже лицензий. Аудиторским фирмам (с привлечёнными специалистами в случае необходимости) по силам проводить маркетинговые исследования отечественного и мирового рынков с целью поиска потребителей технологий, осуществлять информационную и консультационную поддержку. Аудит может помочь в выявлении высоких технологий, обосновывать их эффективность, способствовать инновационному развитию организаций. Дополнительные затраты на оказание аудиторских услуг в случае успешности инновационного проекта обязательно окупятся.

 

Список использованных источников

1.Шумилин, А. Г. О концепции государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 г. [Электронный ресурс] / А. Г. Шумилин. – Режим доступа : http://belisa.org.by/pdf/Publ/Art1_i33.pdf (дата доступа 22.10.2016 г.).

2. Указ Президента Республики Беларусь «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов» от 07.09.2012 № 357 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/ukaz-357-ot-7-avgusta-2012-g-1414/ (дата доступа 22.10.2016 г.).

Категорія: Секція/Section_3_2016_10_28 | Додав: clubsophus (2016-10-27)
Переглядів: 444 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція/Section_1_2016_10_28
Секція/Section_2_2016_10_28
Секція/Section_3_2016_10_28
Секція/Section_4_2016_10_28
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0