Горянинская Ольга
к.э.н., доцент
Алтайский государственный университет
г. Барнаул, Россия
НАРАЩИВАНИЕ ПРОЦЕССОВ КОНСОЛИДАЦИИ НА РЫНКЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Сетевые предпринимательские структуры являются наиболее развитой формой организации экономической деятельности, которые возникли в следствие глобализационных и интеграционных процессов в современной экономике. Наращивание организационных структур в розничной торговле в количественном и качественном аспектах способствует структурной перестройке сферы обращения.
Сетевые предпринимательские структуры, являясь представителями крупного бизнеса, не могут оставаться в положении стагнации, рост и развитие являются неотъемлемыми элементами концепции сетевого бизнеса в условиях конкуренции. В изменяющейся и агрессивно конкурентной среде сохранить себя как целостное образование могут лишь непрерывно развивающиеся сетевые предпринимательские структуры [1]. Рост сетевых розничных структур на основе органического роста, сделок по слиянию и поглощению приводит к наращиванию консолидации в торговле.
Консолидация в современной экономической литературе рассматривается как способ получения конкурентных преимуществ, дающий возможность применения более действенных инструментов для координации действий всех участников объединения, повышая тем самым эффективность производства. На рисунке 1 отражены инициатор, цель, формы и типы интеграционного взаимодействия.
Рис. 1. Интеграционное взаимодействие
Консолидация капитала имеет свои отраслевые особенности и сопровождается формированием структур, интегрирующих большое количество различного рода ресурсов. Крупные сетевые компании имеют возможность оказывать доминирующее влияние на товаропроизводителей продукции, заставляя интегрироваться в товаропроводящую систему на их условиях. Таким образом, консолидация позволяет компании достичь планируемого эффекта масштаба.
Грейм Динз, Фриц Крюгер и Стефан Зайзель на основе эмпирических исследований предложили модель отраслевой консолидации, согласно которой выделяется четыре этапа развития отрасли (рождение, рост, специализация, равновесие) [2]. Каждый этап характеризуется различной продолжительностью во времени, количеством и спецификой стратегических групп, набором реализуемых корпоративных и конкурентных стратегий, стоимостью и количеством совершаемых сделок по слиянию и поглощению, степенью государственного вмешательства и т. п. (рис. 2).
Концентрация выступает важной характеристикой структуры рынка. Количественное измерение концентрации отражает как условия, так и результаты конкуренции. Рост уровня концентрации рынков приводит к повышению возможностей экономических субъектов проявлять рыночную власть, и рассматривается как фактор, снижающий конкуренцию на потребительском рынке. Таким образом, чем более высокий уровень концентрации, тем менее конкурентный рынок.
Рис. 2. S-образная кривая консолидации
Сетевая торговля в Российской Федерации характеризуется значительной неравномерностью регионального развития. В 2015 г. практически половина всего торгового оборота приходилась на долю всего 11 субъектов Федерации. Неоднородность и неравномерность развития сетевой торговли по федеральным округам РФ обусловлены экономическими, социальными и прочими факторами. Доля крупнейших по обороту торговых сетей товаров повседневного спроса на рынке России в 2015г. представлена на рисунке 3 [3]. Рыночная доля пяти крупнейший компаний на данном рынке розничной торговли в РФ в 2015 г. составила 19,7 %, что на 5,8% больше, чем в 2010 г., что свидетельствует о наращивании процессов консолидации.
Уровень рыночной концентрации как показатель, используемый при анализе рынка, проявляется через воздействие на характер и степень конкурентной борьбы на соответствующем рынке. Необходимо заметить, что наращивание концентрации и консолидация сопровождается переходом от совершенной конкуренции к олигополии, а в ряде случаев – к монополии отдельных компаний.
Рис 3. Доля крупнейших по обороту торговых сетей товаров повседневного спроса в России в 2015г., %
Статьей 14 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ установлены ограничения на приобретение и аренду дополнительных торговых площадей с целью ведения торговой деятельности. Ограничения распространяются на торговые сети, доля оборота розничной торговли продовольственными товарами которых превышает 25% в границах субъекта РФ, в границах муниципального района либо городского округа. Таким образом, государство регулирует порог доминирования, ограничивая экспансию торговых сетей, что направлено на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов на рынок розничной торговли продовольственными товарами и развитие конкуренции на товарном рынке.
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что наращивание концентрации и консолидации в розничной торговле является закономерным процессом, проходящим через определенные стадии и зависящим от различных факторов. Современный уровень концентрации в розничной торговле не является угрозой для конкуренции, но необходимо тщательное исследование уровня концентрации и консолидации в территориальном разрезе в целях своевременного принятия мер, направленных на предотвращение ограничения конкуренции со стороны крупных сетевых структур на региональных рынках.
Список использованных источников
- Горянинская, О. А. Территориальный принцип развития экономики на основе сетевых предпринимательских структур [Текст] / О. А. Горянинская // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2015. – №4. – С. 102-105.
- Динз, Г. К победе через слияние. Как обратить отраслевую консолидацию себе на пользу [Текст] / Грейм Динз, Фриц Крюгер, Стефан Зайзель. – Пер. с англ. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2004. – 252 с.
2. Ежегодный доклад «Потребительский рынок России: итоги 2015 года, перспективы на 2016 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.potrebitel-russia.ru/uploads/files/Doklad%20TPP%202015_2016.pdf.
|