Архів / Archive

Головна » Статті » 2016_10_28_KamPodilsk » Секція/Section_3_2016_10_28

НАРАЩИВАНИЕ ПРОЦЕССОВ КОНСОЛИДАЦИИ НА РЫНКЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Горянинская Ольга

к.э.н., доцент

Алтайский государственный университет

г. Барнаул, Россия

 

НАРАЩИВАНИЕ ПРОЦЕССОВ КОНСОЛИДАЦИИ НА РЫНКЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

 

Сетевые предпринимательские структуры являются наиболее развитой формой организации экономической деятельности, которые возникли в  следствие глобализационных и интеграционных процессов в современной экономике. Наращивание организационных структур в розничной торговле в количественном и качественном аспектах способствует структурной перестройке сферы обращения.

Сетевые предпринимательские структуры, являясь представителями крупного бизнеса, не могут оставаться в положении стагнации, рост и развитие являются неотъемлемыми элементами концепции сетевого бизнеса в условиях конкуренции. В изменяющейся и агрессивно конкурент­ной среде сохранить себя как целостное образо­вание могут лишь непрерывно развивающиеся сетевые предпринимательские структуры [1]. Рост сетевых розничных структур на основе органического роста, сделок по слиянию и поглощению приводит к наращиванию консолидации в торговле.

Консолидация в современной экономической литературе рассматривается как способ получения конкурентных преимуществ, дающий возможность применения более действенных инструментов для координации действий всех участников объединения, повышая тем самым эффективность производства. На рисунке 1 отражены инициатор, цель, формы и типы интеграционного взаимодействия.

Рис. 1. Интеграционное взаимодействие

 

Консолидация капитала имеет свои отраслевые особенности и сопровождается формированием структур, интегрирующих большое количество различного рода ресурсов. Крупные сетевые компании имеют возможность оказывать доминирующее влияние на товаропроизводителей продукции, заставляя интегрироваться в товаропроводящую систему на их условиях. Таким образом, консолидация позволяет компании достичь планируемого эффекта масштаба.

Грейм Динз, Фриц Крюгер и Стефан Зайзель на основе эмпирических исследований предложили модель отраслевой консолидации, согласно которой выделяется четыре этапа развития отрасли (рождение, рост, специализация, равновесие) [2]. Каждый этап характеризуется различной продолжительностью во времени, количеством и спецификой стратегических групп, набором реализуемых корпоративных и конкурентных стратегий, стоимостью и количеством совершаемых сделок по слиянию и поглощению, степенью государственного вмешательства и т. п. (рис. 2).

Концентрация выступает важной характеристикой структуры рынка. Количественное измерение концентрации отражает как условия, так и результаты конкуренции. Рост уровня концентрации рынков приводит к повышению возможностей экономических субъектов проявлять рыночную власть, и рассматривается как фактор, снижающий конкуренцию на потребительском рынке. Таким образом,  чем более высокий уровень концентрации, тем менее конкурентный рынок.

Рис. 2. S-образная кривая консолидации

 

Сетевая торговля в Российской Федерации характеризуется значительной неравномерностью регионального развития. В 2015 г. практически половина всего торгового оборота приходилась на долю всего 11 субъектов Федерации. Неоднородность и неравномерность развития сетевой торговли по федеральным округам РФ обусловлены  экономическими, социальными и прочими факторами. Доля крупнейших по обороту торговых сетей товаров повседневного спроса на рынке России в 2015г.  представлена на рисунке 3 [3]. Рыночная доля пяти крупнейший компаний на данном рынке розничной торговли в РФ в 2015 г. составила 19,7 %, что на 5,8% больше, чем в 2010 г., что свидетельствует о наращивании процессов консолидации.

Уровень рыночной концентрации как показатель, используемый при анализе рынка, проявляется через воздействие на характер и степень конкурентной борьбы на соответствующем рынке. Необходимо заметить, что наращивание концентрации и консолидация сопровождается переходом от совершенной конкуренции к олигополии, а в ряде случаев – к монополии отдельных компаний.

Рис 3. Доля крупнейших по обороту торговых сетей товаров повседневного спроса в России в 2015г., %

 

Статьей 14 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ установлены ограничения на приобретение и аренду дополнительных торговых площадей с целью ведения торговой деятельности. Ограничения распространяются на торговые сети, доля оборота розничной торговли продовольственными товарами которых превышает 25% в границах субъекта РФ, в границах муниципального района либо городского округа. Таким образом, государство регулирует порог доминирования, ограничивая экспансию торговых сетей, что направлено на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов на рынок розничной торговли продовольственными товарами и развитие конкуренции на товарном рынке.

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что наращивание концентрации и консолидации в розничной торговле является закономерным процессом, проходящим через определенные стадии и зависящим от различных факторов. Современный уровень концентрации в розничной торговле не является угрозой для конкуренции, но необходимо тщательное исследование уровня концентрации и консолидации в территориальном разрезе в целях своевременного принятия мер, направленных на предотвращение ограничения конкуренции со стороны крупных сетевых структур на региональных рынках.

Список использованных источников

  1. Горянинская, О. А. Территориальный принцип развития экономики на основе сетевых предпринимательских структур [Текст] / О. А. Горянинская // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2015. – №4. – С. 102-105.
  2. Динз, Г. К победе через слияние. Как обратить отраслевую консолидацию себе на пользу [Текст] / Грейм Динз, Фриц Крюгер, Стефан Зайзель. – Пер. с англ. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2004. – 252 с.

2. Ежегодный доклад «Потребительский рынок России: итоги 2015 года, перспективы на 2016 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.potrebitel-russia.ru/uploads/files/Doklad%20TPP%202015_2016.pdf.

Категорія: Секція/Section_3_2016_10_28 | Додав: clubsophus (2016-10-27)
Переглядів: 567 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція/Section_1_2016_10_28
Секція/Section_2_2016_10_28
Секція/Section_3_2016_10_28
Секція/Section_4_2016_10_28
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0