Архів / Archive

Головна » Статті » 2016_10_28_KamPodilsk » Секція/Section_3_2016_10_28

О ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПОНЯТИЯ «ОХРАНА ВОДНО-БОЛОТНЫХ УГОДИЙ» В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОД

Речиц Екатерина

аспирант кафедры экологического и аграрного права

Научный руководитель: д.юрид.н, профессор, Макарова Т. И.

УО «Белорусский государственный университет»

г. Минск, Республика Беларусь

 

О ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПОНЯТИЯ «ОХРАНА ВОДНО-БОЛОТНЫХ УГОДИЙ» В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОД

 

Водно-болотные угодья представляют собой самостоятельные целостные единицы природной среды – экологические системы, которые находятся в непрерывной взаимосвязи и неминуемой взаимозависимости с другими экологическими системами и окружающей средой в целом. Взаимодействие физических, биологических и химических элементов является движущей силой постоянного развития водно-болотных угодий, выражает их сущность как экологических систем и не может возникнуть из простого сложения свойств  компонентов этих экологических систем (земля, воды, недра, объекты растительного и животного мира, лес, атмосферный воздух в пределах границ водно-болотного угодья), для каждого из которых характерна определенная специфика процессов саморазвития, саморегуляции и поддержания экологического равновесия [1, с. 216; 2; 3, с. 1-4].

Охрана водно-болотных угодий обеспечивается системой закрепленных в законодательстве Республики Беларусь средств, имеющих организационное, экономическое, идеологическое содержание. Некоторые из предусмотренных правовых механизмов выполняют превентивную функцию и направлены на предупреждение возникновения экологической опасности, а также на вы­явление экологически опасных для водно-болотных угодий и окружающей среды в целом и здоровья чело­века территорий, объектов и видов деятельности, другие – регуля­тивную, устанавливая пределы воздействия на водно-болотные угодья, а так­же особые условия пользования ими [4, с. 147-148].

Общими эколого-правовыми мерами охраны водно-болотных угодий являются: планирование в области охраны окружающей среды и природопользования; нормирование и стандартизация в области охраны окружающей среды; лицензирование в области охраны окружающей среды; мониторинг окружающей среды; учет в области охраны окружающей среды и использования природных ре­сурсов; оценка воздействия на окружающую среду; экологическая экспертиза; экологическая сертификация; контроль в области охраны окружающей среды и природопользо­вания; экологический аудит; разрешение споров в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; разработка государственных прогнозов и программ социально-эко­номического развития Республики Беларусь в части рационального (устой­чивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; финансирование программ и мероприятий по рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружаю­щей среды; создание фондов охраны природы; установление платежей за природопользование;  проведение экономической оценки природных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; установление мер экономического стимулирования в области охра­ны окружающей среды; возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окру­жающей среде; экологическое страхование; иные экономико-правовые меры, направленные на охрану окружающей среды [4, с. 147-148, с. 189-193].

Особого внимания в системе правовых мер охраны водно-болотных угодий следует уделять правовым мерам охраны вод как системообразующего компонента водно-болотных экологических систем,  который определяет условия существования дикорастущих растений и диких животных и контролирует состояние окружающей среды. В статье 50 «Общие требования по охране вод» Водного кодекса Республики Беларусь от 30 апреля 2014 г. № 149-З  указано, что охрана вод обеспечивается путем: нормирования в области охраны и использования вод; установления водоохранных зон и прибрежных полос и режима осуществления в них хозяйственной и иной деятельности; создания и функционирования системы мониторинга поверхностных вод и мониторинга подземных вод, локального мониторинга; соблюдения требований к сбросу сточных вод и условий сброса карьерных (шахтных, рудничных), дренажных вод в поверхностные водные объекты; реализации государственных, отраслевых и региональных программ, региональных мероприятий в области охраны и использования вод, планов управления речными бассейнами и водохозяйственных балансов; недопущения загрязнения, засорения вод, поверхности ледяного покрова поверхностных водных объектов; установления ответственности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за нарушение законодательства об охране и использовании вод [5]. Автор считает, что подобный перечень правовых мер охраны вод нуждается в доработке, так как изложенные в нем правовые меры не охватывают всего комплекса предусмотренных в законодательстве Республики Беларусь мероприятий по охране вод, а в некоторых случаях в нем определены не отдельные направления в деятельности государственных органов, общественных организаций, иных юридических лиц и граждан по охране вод, а обозначены лишь способы их реализации.

Авторская позиция заключается в том, что правовой механизм охраны водно-болотных угодий должен разрабатываться с учетом интегрирующих свойств водно-болотных угодий как особых сложно организованных структурно и функционально целостных объектов биосферы. В правовой механизм охраны водно-болотных угодий помимо общих эколого-правовых мер должны быть включены специальные правовые меры охраны водно-болотных угодий, имеющие экосистемный характер и закрепленные в законодательстве Республики Беларусь об охране и использовании вод.

В связи с вышеизложенным  автором предлагается включить в статью 1 «Основные термины, используемые в настоящем Кодексе, и их определения» Водного кодекса Республики Беларусь от 30 апреля 2014 г. № 149-З  понятие «охрана водно-болотных угодий», которая  представляет собой «деятельность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан, направленную на сохранение и восстановление водно-болотных угодий, рациональное (устойчивое) использование ресурсов водно-болотных угодий и их воспроизводство, предотвращение загрязнения, деградации, повреж­дения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздей­ствия на водно-болотные угодья хозяйственной и иной деятельности и лик­видацию ее последствий».

 

Список использованных источников

  1. Малашевич, Е. В. Краткий словарь-справочник по охране природы [Текст] / Е. В. Малашевич. – Минск : Ураджай, 1987. – 223 с.
  2. О свойствах водно-болотных угодий [Текст] / Сост. : Дж. Дэвис,  С. Ф. Клэридж. – М. : Wetlands International Global, Азиатское бюро водно-болотных угодий, 2000. – 64 с.
  3. Экосистемы и благосостояние человека: водно-болотные угодья и водные ресурсы. Синтез : доклад об оценке экосистем на пороге тысячелетия [Текст]. – Институт мировых ресурсов, Вашингтон, США, 2005. – 68 с.
  4. Экологическое право : пособие [Текст] / Под ред. С.А. Балашенко [и др.]. – Минск : БГУ, 2013. – 240 с.
  5. Водный кодекс Республики Беларусь [Текст] : 30 апр. 2014 г., № 149-З : принят Палатой представителей 2 апр. 2014 г. : одобр. Советом Респ. 11 апр. 2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
Категорія: Секція/Section_3_2016_10_28 | Додав: clubsophus (2016-10-27)
Переглядів: 252 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція/Section_1_2016_10_28
Секція/Section_2_2016_10_28
Секція/Section_3_2016_10_28
Секція/Section_4_2016_10_28
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 621
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0