Архів / Archive

Головна » Статті » 2016_10_28_KamPodilsk » Секція/Section_3_2016_10_28

УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Бухтик Марина

к.э.н., доцент кафедры

Божко Евгений

студент

Полесский государственный университет

г. Пинск, Республика Беларусь

 

УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Принимая во внимание текущую ситуацию в мировой экономике и в Республике Беларусь, проблема управления внешним долгом является одной из приоритетных для Республики.

На протяжении последних нескольких лет в страну активно привлекались иностранные кредиты, что было вызвано структурными дисбалансами в экономике Беларуси, приводившими к существенному дефициту текущего счета платежного баланса. Использование других не долговых инструментов для финансирования внешнеторгового дефицита было ограниченным, что привело к росту внешнего долга Республики Беларусь.

Валовый внешний долг Беларуси на 1 января 2016 года составил 38,275 млрд. долларов. Рекордное значение было в середине 2014 года – $40,80 млрд. долларов [1].

Республика Беларусь занимает 11 место по абсолютному размеру валового внешнего долга среди стран СНГ и Восточной Европы. Наибольший внешний долг у самой большой страны региона - России, а среди стран Восточной Европы – у Польши, также обладающей наибольшей экономикой среди восточноевропейских государств.

В конце 2015 года валовый внешний долг на каждого гражданина Беларуси составил 4030 долларов, что примерно соответствует сегодня средней по стране заработной плате за год. Максимальное значение было в конце 2 квартала 2014 года – 4310 долларов, однако тогда это соответствовало сумме зарплат лишь за 8 месяцев.

В сравнении со странами Восточной Европы Республика Беларусь – страна с небольшим размером валового внешнего долга на душу населения, но среди стран СНГ Беларусь занимает 2 место по размеру подушевого внешнего долга, после Казахстана.

При этом валовый внешний долг на душу населения в развитых западных странах на порядок больше – до нескольких сотен тысяч долларов. Так, например, внешний долг на душу населения в Нидерландах в конце 2015 года составил 235 тысяч долларов.

Падение долларового эквивалента ВВП в последние полтора года ухудшило показатель валового внешнего долга к ВВП в стране до уровня 2011 года, когда произошла сильнейшая девальвация белорусского рубля. На 1 января 2016 года внешний долг составил 69,7% годового ВВП. Хотя еще совсем недавно этот показатель не достигал и 55%: в 2013 – 54,4%, в 2014 – 53,3%, до 2009 – менее 30%.

Несмотря на резкое ухудшение, Беларусь в рейтинге стран СНГ и Восточной Европы по коэффициенту ВВД/ВВП занимает высокое место. Лучшее соотношение внешнего долга и размера экономики – у России, а среди стран Восточной Европы – у Румынии. Худшее соотношение – у Украины.

У развитых западных стран данный показатель, также как и подушевой показатель, намного хуже, чем у стран СНГ и Восточной Европы. Упомянутые выше Нидерланды, имеют коэффициент ВВД/ВВП равный 440%.

Структура общего внешнего долга Республики более чем наполовину сложилась из заимствований, привлеченных начиная с 2009 года. Долги более ранних периодов практически полностью погашены или конвертированы за счет новых кредитов. По состоянию на конец 2015 года структура внешнего долга Беларуси по секторам экономики выглядит следующим образом:

  • займы центральных органов государственного управления – 33,9%;
  • заимствования Национального банка Республики Беларусь – 4,6%;
  • долги банковской системы Республики – 17,3%;
  • задолженность других предприятий и организаций Республики – 39,7%;
  • прямые инвестиции в предприятия Республики – 4,5% [2].

Очевидно, что большую часть внешнего долга составляет задолженность организаций. Сюда относится:

  • текущая задолженность промышленных предприятий за сырье, комплектующие и энергоносители;
  • непогашенная задолженность торговли за поставленный товар;
  • займы, взятые организациями напрямую у внешних кредиторов.

Тем не менее, основные причины формирования внешнего долга предприятий лежат не только в области внешней торговли, но и в области монетарной политики государства. Непосредственное влияние объемов внешней торговли на валовой внешний долг предприятий наблюдается только в краткосрочном периоде.

Среди факторов, связанных с монетарной политикой, основным является объем банковского кредитования реального сектора. Его увеличение ведёт к росту финансовых возможностей предприятий, направленных на увеличение импорта и внешнего долга в форме торговых кредитов. Такая ситуация связана с тем, что на банки, во многом, ложится бремя финансирования государственных инвестиционных программ.

Другим фактором денежно-кредитной политики, определяющим уровень внешней задолженности Беларуси, нужно назвать существующий режим валютного курса. В последнее время периоды стабильности валютного курса чередовались с его скачкообразным повышением по причинам, которые зачастую не могут прогнозироваться на каждом отдельном предприятии. Поэтому организации в определённый момент не могли рассчитаться за поставленный товар либо закупить новую партию сырья в условиях валютных расчётов с иностранными партнёрами.

Остается весьма незначительным объем прямых иностранных инвестиций в отечественные предприятия. Хотя именно такой способ привлечения средств считается наиболее выгодным для экономической системы. Первой причиной такого положения нужно признать отсутствие у предприятий реальной самостоятельности в распоряжении своим имуществом и организации деятельности.

Сравнительно менее проблемными для кредиторов могут показаться внешние заимствования белорусских банков. Как правило, банковские активы обладают высокой ликвидностью, организация работы кредитно-финансовых учреждений меньше зависит от формы собственности, а сами они меняют владельцев без видимого ущерба.

Внешний долг Национального банка Республики Беларусь складывается из суммы непогашенных займов (полученных в частности от банков РФ) и облигаций реализованных на внешних рынках.

Наиболее крупные внешние заимствования Республики приходятся на кредиты центральным органам власти. Эти же займы представляются наиболее надежными для кредиторов, так как именно государство обладает наибольшими возможностями в распоряжении денежными средствами и собственностью.

В феврале 2016 года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings присвоило Беларуси долгосрочный суверенный кредитный рейтинг на уровне «B–» и краткосрочный рейтинг на уровне «В» с прогнозами «стабильный».

Данные значения рейтингов соответствуют уровню суверенных кредитных рейтингов страны от агентства Standard&Poor's и на одну ступень выше рейтингов от агентства Moody’s Investors Service [3].

Это говорит о том, что уровень инвестиционной привлекательности Республики Беларусь за год не изменился. Данная стабильность является положительным индикатором в условиях кризисных явлений в Республике и соседних странах.

Для улучшения управления внешним долгом Республики Беларусь следует выделить более активное применение современных финансовых технологий и рыночных методов управления внешним долгом через снижение его объема и платежей по его обслуживанию, а также через оптимизацию таких операций, как конверсии внешнего долга в другие активы.

Для Беларуси наиболее приемлемыми могут быть следующие варианты:

  • обмен внешнего долга на инвестиции с помощью налоговых и таможенных льгот и скидок как один из наиболее рентабельных способов стабилизации экономики;
  • обмен долга на экспорт через усовершенствование экспортно-импортной политики и освоение новых рынков сбыта, что ведёт к повышению конкурентоспособности страны;
  • обмен долга на собственность путём приватизации как один из способов привлечения стратегических инвесторов;
  • расширение использования долговых ценных бумаг в целях ликвидации одной из главных причин роста внешнего долга – отрицательного сальдо платежного баланса.

Таким образом, применение данных мер позволит увеличить эффективность управлениявнешним долгом Республики Беларусь и сократить долговую нагрузку субъектов хозяйствования в целом и белорусских предприятий в частности.

 

Список использованных источников

  1. Валовый внешний долг стран СНГ и Восточной Европы в конце 2015 года : размер и динамика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.moyby.com/news/221322/. – Дата доступа: 03.10.2016.
  2. Внешний долг в Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://myfin.by/wiki/term/vneshnij-dolg-v-belarusi. – Дата доступа: 03.10.2016.
  3. Fitch Ratings присвоило Беларуси кредитный рейтинг на уровне «B-» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://thinktanks.by/publication/2016/02/29/fitch-ratings-prisvoilo-belarusi-kreditnyy-reyting-na-urovne-b-.html. – Дата доступа: 03.10.2016.
Категорія: Секція/Section_3_2016_10_28 | Додав: clubsophus (2016-10-27)
Переглядів: 546 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція/Section_1_2016_10_28
Секція/Section_2_2016_10_28
Секція/Section_3_2016_10_28
Секція/Section_4_2016_10_28
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0