Сергиенко Сергей
к.и.н., доцент
Донбасский государственный технический университет
г. Лисичанск
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Процесс развития личности является актуальной и очень интересной темой не только для ученых, но и для широкого круга людей. Изучением этого сложного процесса прямо или косвенно занимается ряд наук: психология, педагогика, социология и др.
Каждый человек является неповторимой и уникальной личностью. Известно, что на формирование и развитие личностных качеств влияют различные факторы. Кроме индивидуальных особенностей (темперамент, характер, физиологические особенности) значительную роль играют социально-экономические и политические факторы, которые напрямую связаны с общественным прогрессом. Например, в развитых странах со стабильным развитием у человека значительно больше возможностей для личностного роста и, соответственно, наблюдается высокая восходящая социальная мобильность.
Как известно, одной из основных задач гуманистической педагогики является формирование всесторонне развитой личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. Этот принцип весьма актуален в наши дни. В современном обществе всесторонне развитая личность имеет больше шансов добиться успеха в жизни. Не последнюю роль в данном случае играют способности человека. Но здесь возникает вопрос: полностью ли человек развивает и реализует свои способности? Реальная жизнь показывает, что такое происходит не всегда. На это могут повлиять различные причины, иногда они не зависят от самого человека. Но опять же, возвращаясь к реальной жизни, можно привести примеры, когда способности человека и его потенциал не реализуются именно по субъективным причинам.
Не является большим секретом, что для развития и реализации способностей необходимо прикладывать немалые волевые усилия. Здесь следует напомнить знакомое многим выражение: «Гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов труда».
Известный психолог Э. Фромм в своей знаменитой работе «Искусство любить» отмечает, что для достижения успеха в любом искусстве необходимы дисциплина, сосредоточенность, терпение и высшая заинтересованность. Интересные мысли ученый высказывает по поводу воплощения на практике этих качеств. Относительно дисциплины Э. Фромм пишет, что она «не может практиковаться как какие-то извне навязанные правила. Надо, чтобы она стала выражением собственной воли человека, воспринималась как что-то приятное» [1].
Следует обратить внимание на еще один очень важный момент, который играет значительную роль не только в педагогической практике, но и в других сферах деятельности. Речь идет о вере в человека. Знаменитый украинский педагог В. Сухомлинский отмечал: «Самое уродливое, самое зловещее в нашем педагогическом деле – не верить в человека. Там, где нет веры
в человека, в доброе начало в нем, любая педагогическая система рассыпается в прах» [2, с. 354]. Здесь необходимо заметить, что важна не только вера наставника в своих воспитуемых, но также и вера в себя. Действительно, чем бы человек ни занимался (бизнесом, наукой, спортом и т. д.), какие бы цели он не ставил перед собой, – без веры в свои силы значительных результатов достичь не удастся.
В современном обществе немаловажную роль для развития личности играет сеть Интернет. На сегодняшний день существует множество сайтов с полезной информацией научного характера, которую можно использовать в повседневной жизни для самообразования, саморазвития и самосовершенствования.
Возникает еще один интересный вопрос: может ли человек стать совершенной личностью? На него сложно ответить, так как в понятие «совершенство» каждый вкладывает свой смысл. Конечно, в мировом обществе есть люди, которые достигли больших успехов в различных видах деятельности, но можно ли их назвать совершенными личностями? На наш взгляд, следует согласиться с известным американским психологом А. Маслоу, который высказал свою точку зрения по этому поводу таким образом: «Мое личное мнение состоит в том, что совершенный человек невозможен, даже немыслим, но люди могут стать гораздо лучше, чем думает большинство» [3, с. 166].
Таким образом, на формирование и развитие личностных качеств человека влияют различные факторы. В дальнейшем необходимо более детально рассмотреть проблему реализации возможностей личности.
Список использованных источников
1. Фромм, Эрих. Искусство любить [Электронный ресурс] / Эрих Фромм. – Режим доступа: http://e-libra.ru/read/149881-iskusstvo-lyubit.html (дата обращения 20.10.2016). – Заголовок с экрана.
2. Сухомлинский, В. А. Избранные произведения [Текст] / В. А. Сухомлинский. – в 5-ти томах. Т. 5. – К. : Рад. школа, 1980 – 678 с.
3. Маслоу, Абрахам. Мотивация и личность [Текст] / Абрахам Маслоу. – СПб. : Питер, 2012. – 352 с.
|