Копань Людмила
к.ф.н., доцент, заведующий кафедрой
Васильева Любовь
старший преподаватель
Белорусский государственный аграрный технический университет
г. Минск, Республика Беларусь
ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Происходящее почти во всех странах расширение демократии и усиление правового государства повышает роль образования в деле воспитания молодежи и взрослых в духе демократической гражданственности. Изначально свойственные науке и высшему образованию идеи академической свободы и равноправия с ростом масштабов высшего образования транслируются на все общество, универсализируя его политическое устройство в разных странах. Формирование новых социокультурных ценностей, разделяемых большинством стран, входящих в мировое сообщество, таких как цивилизованный свободный рынок и гуманизация общественных отношений, не только меняют структуру образования, но и меняют всю его парадигму. Эти вызовы современной эпохи, особенности международной жизни, порождают основные тенденции в образовании [1].
В процессе интеграции в европейское и мировое образовательное пространство, Республика Беларусь неизбежно сталкивается с конкуренцией со стороны ведущих государств, прежде всего в сфере высшего образования. В современных условиях демографического спада, выживаемость учебных заведений напрямую связана с их имиджевой привлекательностью [2, с.203].
Рассматривая тенденции мирового образовательного пространства, можно выделить следующие:
- ориентация большинства стран на переход от элитного образования к общедоступному высококачественному образованию;
- углубление межгосударственного сотрудничества в области образования, где активность развития этого процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от равных условий партнерства государств и отдельных участников;
- существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также благодаря введению новых научных и учебных дисциплин, ориентированных на человека: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики и т.;
- значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов, вследствие этого, пространство становится поликультурным и ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым к формированию международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщение человека к мировым ценностям [3].
Кроме названных тенденций в мировой образовании вступает в силу "рыночный" и "деловой" подход; стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность ее уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям; обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности), повышенный интерес к одаренным детям и молодежи, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе образования [3].
Республика Беларусь, обладая развитой сетью высших учебных заведений, большинство из которых является государственными, в целях развития экспорта услуг образования предоставляет возможность гражданам иностранных государств поступать на платной основе в высшие заведения Беларуси по результатам собеседования. Со стороны правительства и Министерства образования Республики Беларусь предпринимаются усиленные шаги в расширении экспорта образовательных услуг, а также проводится активная работа по открытию образовательных структур в зарубежных странах. К привлекательным сторонам белорусских высших образовательных учреждений относятся: низкая стоимость обучения, высокое качество обучения, местоположение Беларуси (близость к Европейскому Союзу и России).
Список использованных источников
- Бейзеров, В. А. Развитие интеграции системы образования Республики Беларусь в мировое образовательное пространство (конец ХХ-начало ХХI вв.: дис. … канд. пед.наук :13.00.01 [Текст] / В. А. Бейзеров. – Минск, 2008. – 146 с.
- Васильева, Л. Г. Тенденции развития готовности студентов агротехнического вуза к инновационной деятельности на примере изучения иностранного языка [Текст] / Л. Г. Васильева // Научные проблемы педагогики в современном дискурсе : сб. науч. ст. / под общ. ред. Л. Д. Глазыриной. – Минск, 2014. – С. 201-212.
- Образовательное мировое пространство [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://stud.books.net/4190/pedagogika/obrazovatelnyy_mirovoe_ prostranstvo. (дата доступа 21.10.2016 г.).
|