Архів / Archive

Головна » Статті » 2016_10_28_KamPodilsk » Секція/Section_4_2016_10_28

ВЛИЯНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Байбардина Татьяна

к.э.н., доцент, заведующий кафедрой

Бурцева Оксана

старший преподаватель

Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации

г. Гомель, Республика Беларусь

Мачалова Виктория

аспирант

Белорусский государственный экономический университет

г. Минск, Республика Беларусь

 

ВЛИЯНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Актуализация инновационного развития экономики Республики Беларусь определяет ряд приоритетов в формировании потенциала высшей школы страны. Современное высшее образование сегодня рассматривается как особая движущая сила социально-экономического развития, как лидер на пути инновационного обновления. Формирование эффективной модели конкурентоспособной системы образования Республики Беларусь не может происходить в отрыве от процессов формирования единого Европейского пространства высшего образования. Вектор развития системы высшего образования Беларуси в данном аспекте задается Болонским процессом и Сорбонской декларацией, подписанной в мае 1998 года министрами Франции, Германии и Великобритании. Документы, подписанные позднее в Болонье, Праге, Берлине и Бергене лишь укрепили данный вектор, и позволили ориентировать систему высшего образования Республики Беларусь на интеграцию с европейской системой образования.

Именно Сорбонская декларация формирует основные критерии повышения качества образования. Эти критерии направлены на улучшение международной прозрачности учебных программ (курсов) и признание квалификаций путем постепенного согласования циклов подготовки и приближения к рамке квалификаций Европейского пространства высшего образования, содействие мобильности студентов, преподавателей и научных работников, а также на разработку общей системы ступеней и программ высшего  и послевузовского образования [1, с. 56-57].

Важным событием для системы образования стало внедрение кредитно- модульной системы образования. EuropeanCreditTransferSystem (ECTS) - Европейская система перевода и накопления кредитов, или кредитных единиц, - одна из новаций, распространившихся в образовательной практике стран Европы в ходе реализации Болонского процесса.

Особенностью современного этапа интеграции высшего образования Беларуси с европейской образовательной системой является ориентация отечественных учреждений высшего образования (УВО) на активное развитие магистерских программ и подготовку студентов в практико-ориентированной магистратуре. Так, выпуск магистрантов УВО государственной и частной форм собственности в Республике Беларусь в 2014/2015 уч. гг. составил 3761 человек [2].

В 2014/2015 уч. гг. по сравнению с 2013/2014 уч. гг. количество магистрантов дневной формы обучения увеличилось на 10,4 % или 195 человек. Что касается заочной формы обучения, то здесь увеличение  составило 16,4 % и 619 человек соответственно [3, с.129].

Наблюдается тенденция как с точки зрения увеличения числа желающих продолжить обучение на второй ступени практико-ориентированной магистратуры, так и расширение количества магистерских программ.

В государственных учреждениях высшего образования Республики Беларусь в настоящее время обучается 14328 студентов и магистрантов, которые постоянно проживают на территориях иностранных государств, что составляет 3,9 % от общего количества обучающихся студентов в Республике Беларусь [3, с.132].

Кроме того, наблюдается тенденция увеличения контингента студентов и магистрантов, заинтересованных получить высшее образование в Республике Беларусь из Туркменистана, Нигерии, Азербайджана, Ирана, Казахстана, Украины, Ливана. Вместе с тем, наметилась тенденция к снижению из таких стран, как Российская Федерация, Китай и др. В 2014/2015 учебном году  на обучение в иностранные учебные заведения направлены 135 студентов республики, в том числе в Китай – 59, Россию – 17, Литву – 13, Султан Аман - 9, Германию – 7 и другие страны [2, с.196].

Болонский процесс инициировал целый ряд реформ, необходимых для повышения сопоставимости систем высшего образования, их конкурентоспособности и привлекательности для граждан, что определяет ряд приоритетов в формировании потенциала высшей школы.

В настоящее время основными приоритетами государственной образовательной политики являются совершенствование интеграционного механизма в системе высшего образования, обеспечение модернизации высшей школы с учетом ее практико-ориентированной направленности. Особую актуальность имеет развитие системы образования на основе внедрения современных коммуникационных и телекоммуникационных технологий; придание университетам функций центров научно-инновационной деятельности; интеграция профессионального образования, науки и производства; увеличение объема экспорта образовательных услуг; улучшение материально-технического и финансового обеспечения отрасли посредством многоканального финансирования учреждений образования.

Решение поставленных задач в области высшего образования позволит поднять престиж высших учебных заведений, соответствовать требованиям времени и приоритетам мирового рынка образовательных услуг, обеспечить органичное вхождение в европейское образовательное пространство, не теряя достижений и традиций отечественной высшей школы.

 

Список использованных источников

1. Байбардина, Т. Н. Влияние мировых тенденций системы высшего образования на развитие сферы образовательных услуг Республики Беларусь / Т. Н. Байбардина, Н. П. Лапицкая // Мировой бизнес и внутренняя торговли Украины в странах СНГ: материалы IV-ой междунар. науч.-практ. интернет-конф. (Полтава, 16-17 апреля 2014). – Полтава: ПУЕТ. – С.55-58.

2. Высшее образование Республики Беларусь: информационное и нормативно-методическое обеспечение приема в учреждения высшего образования в 2015 году: справочник / сост. С. В. Мирошникова, Ю. М. Лавринович, Л. В. Веселова, М. Э. Суворова. – Минск:  РИВШ, 2015. – 236 с.

3. Байбардина, Т. Н. Приоритетные направления развития высшего образования Республики Беларусь в условиях инновационного развития экономики / Т. Н. Байбардина, Л. В. Мищенко, В. А. Мищенко, К. В. Шваба // Наука: фундаментальные и прикладные: Труды материалов международной научно-практической конференции. Чехия, Карловы Вары – Россия, Москва, 27-28 ноября 2015 года / редакторы проф. A. P. Panfilova, V. P. Larin, M. V. Krasnov, N. N. Danilov. – Чехия, Карловы Вары : SklenenyMustek. – Россия, Киров : MCNIP, 2015. – С. 123-135.

Категорія: Секція/Section_4_2016_10_28 | Додав: clubsophus (2016-10-27)
Переглядів: 364 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція/Section_1_2016_10_28
Секція/Section_2_2016_10_28
Секція/Section_3_2016_10_28
Секція/Section_4_2016_10_28
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0