Архів / Archive

Головна » Статті » 2016_12_14_KamPodilsk » Секція/Section_1_2016_12_14

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

Верезубова Татьяна

д.э.н., доцент

Белорусский государственный экономический университет

г. Минск, Республика Беларусь

 

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА
 ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

Для стимулирования развития малого бизнеса во многих странах законодательно разрешается применять соответствующим субъектам упрощенную систему ведения учета  [1; 2]. Не исключением является и Республика Беларусь, где для малых предприятий, перешедших на применение упрощенной системы налогообложения без уплаты налога на добавленную стоимость,  вместо бухгалтерского учета может быть использована форма ведения учета в книге учета доходов и расходов.

В этой книге нормативными документами предусмотрено только ведение учета операций, формирующих валовую выручку для целей исчисления налога при упрощенной системе налогообложения, в т.ч. оплата отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, внереализационные доходы. Кроме того, обязательному учету подлежат операции, образующие доходы работников, в т.ч. заработная плата, начисленная по сдельным расценкам и тарифным ставкам; начисленные в пользу физического лица по трудовому или гражданско-правовому договору суммы стимулирующих и компенсирующих выплат, премии, суммы прочих вознаграждений и начисленных пособий по временной нетрудоспособности и по другим основаниям, а также сумма доходов, освобождаемых от подоходного налога с физических лиц. При этом одновременно отражается сумма удержаний подоходного налога и других отчислений в соответствии с законодательством (обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, профсоюзные взносы, алименты и другие). Ежегодно по каждому работнику открываются карточки лицевого счета . В отдельном разделе книги учета доходов и расходов организациями ведется учет капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, остаточная стоимость которых подлежит обложению налогом на недвижимость. Заключительным разделом является учет ввозимых из государств - членов Евразийского экономического союза на территорию Республики Беларусь товаров для целей уплаты ввозного НДС с подачей электронных счетов-фактур в портал Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Таким образом, книга учета доходов и расходов служит только фискальным целям.

Что касается управленческого учета, необходимого собственнику малого предприятия для оценки финансовых результатов его деятельности за отчетный период, то такой учет, не требующийся в соответствии с законодательством, как правило, отсутствует. Собственник не имеет представления о сумме затрат, произведенных в процессе осуществления деятельности, соответственно, о полученных прибылях или убытках. Когда речь заходит о продаже такого малого предприятия или доли в нем, то оценить деятельность такого предприятия не представляется возможным без восстановления учета затрат. Приглашенные для проверки аудиторы кроме представления им учредительных, регистрационных документов, первичных документов по расчетному счету, кассе, движению товарно-материальных ценностей и книги учета доходов и расходов (где фактически требуется отражать только доходы) нуждаются также в аналитических документах, необходимых для оказания аудиторских услуг, а именно содержащих следующие сведения:

  1. учет внесенных вкладов в уставный фонд малого предприятия;
  2. учет затрат на использованные в процессе производства товарно-материальные ценности;
  3.  учет основных средств и их амортизации;
  4. учет расходов на командировки и прочие расходы через подотчетных лиц;
  5. учет доходов и расходов, финансовых результатов деятельности за аудируемый период;
  6. учет начисленных и выплаченных дивидендов;
  7. учет имущества, полученного по договорам безвозмездного пользования, которое находится на территории деятельности малого предприятия.

Могут понадобиться также и другие первичные и аналитические документы, которые важны также для определения и завуалированных доходов организации и работающих в ней или с ней физических лиц, а следовательно, для определения неученых налоговых обязательств.

Таким образом, при открытии субъекта малого бизнеса его учредителям необходимо организовать не только требующийся по законодательству учет в книге учета доходов и расходов, но и управленческий учет, который давал бы полную информацию о результатах деятельности данного субъекта хозяйствования. Это поможет избежать излишних расходов при прекращении его деятельности или смене собственников, а также при проведении проверок государственным контролирующим органом.

 

Список использованных источников

  1. Верезубова, Т. А. Сравнительный анализ правил учета на малых и средних предприятиях в Беларуси и Польше [Текст] / Т. Верезубова, Э. Выслоцка // Бух. учет и анализ. – 2016. – № 6. – С. 14-20.
  2. Chluska, J. Polityka rachunkowości małych i średnich przedsiębiorstw [Text] / J. Chluska // Zeszyty teoretyczne rachunkowosci. – Warshawa, 2008. – T. 47 (103). – S. 19-28.

 

Категорія: Секція/Section_1_2016_12_14 | Додав: clubsophus (2016-12-13)
Переглядів: 394 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція/Section_1_2016_12_14
Секція/Section_2_2016_12_14
Секція/Section_3_2016_12_14
Секція/Section_4_2016_12_14
Секція/Section_5_2016_12_14
Секція/Section_6_2016_12_14
Секція/Section_7_2016_12_14
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0