Данилкова Светлана
к.э.н., доцент
УО «Полесский государственный университет»
г. Пинск, Республика Беларусь
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ
История становления экологического аудита берет свое начало в США в середине 70-х годов 20 века в связи с большим количеством экологических аварий и крушений несмотря на увеличение затрат на экологию. В 80-х годах экоаудирование получило развитие в странах Западной Европы, что привело впоследствии к разработке постановления Европейского союза «Постановление об экоаудите».
В Республике Беларусь экологический аудит только начинает свое развитие. Следует отметить, что в данном направлении законодатель сделал ряд шагов: принят и действует закон Респ. Беларусь «Об охране окружающей среды», постановление Совета Министров Респ. Беларусь «Об утверждении Положения о порядке проведения экологического аудита» и другие нормативные правовые акты. Экологический аудит трактуется в национальном законодательстве как независимая комплексная документированная проверка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований, в том числе нормативов и технических нормативных правовых актов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по снижению (предотвращению) вредного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Экологический аудит в Республике Беларусь проводится в целях обеспечения экологической безопасности, определения путей и способов уменьшения риска вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности путем независимой проверки такой деятельности на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды и иным показателям, установленным законодательством Республики Беларусь.
Законодатель четко определяет требования к субъектам, занимающимся экологическим аудитом: наличие высшего образования по профилям образования «Естественные науки», «Экологические науки» или «Техника и технологии»; стажа работы в области охраны окружающей среды не менее 5 лет, прошедших подготовку по направлениям экологического аудита в организациях системы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь не реже одного раза в три года. Введено понятие «экологический аудитор» — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги по проведению экологического аудита.
Вместе с тем, четко определены объект, субъект экоаудита, его формы, направления, источники финансирования, случаи обязательного и добровольного его проведения, а также порядок осуществления и оформления результатов экоаудита.
Важным аспектом является разработка экологическим аудитором рекомендаций по снижению (предотвращению) вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности аудируемого субъекта на окружающую среду которые направлены на устранение выявленных в ходе экологического аудита несоответствий требованиям в области охраны окружающей среды и иным показателям, установленным законодательством Республики Беларусь.
Рекомендации по улучшению природоохранной деятельности аудируемого субъекта в зависимости от объекта, формы и направлений экологического аудита состоят из:
- предложений о снижении (предотвращении) вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности аудируемого субъекта на окружающую среду, в том числе путем внедрения наилучших доступных технических методов, устранении нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды и иных показателей, установленных законодательством, повышении экологической безопасности производства аудируемого субъекта;
- мер, необходимых для внедрения системы управления окружающей средой.
Эффективность экологического аудита может быть выражена в создании и реализации стратегической концепции, направленной на информирование общественности о важности решения проблем обеспечения экологической безопасности, а также применении процедур, направленных на предотвращение судебных дел и штрафов за нарушение экологического законодательства.
|